Несколько дней назад на Netflix вышел новый хоррор-сериал Майка Флэнагана «Клуб полуночников» /The Midnight Club. Почему это прекрасная новость, что такого особенного в его сериалах и почему каждый новый анонс вызывает мурашки предвкушения, рассказывает главная поклонница режиссера в нашей команде — Даша Бурнашева.
С Майком Флэнаганом я познакомилась случайно, когда искала какой бы ужастик посмотреть на Netflix. Выбор упал на фильм «Тишина» / Hush (2016). Глухонемая писательница по имени Мэдди (Кейт Сигел) живет в одиноко стоящем домике в лесу (потому что где же еще). Однажды вечером, пока она моет посуду, к ее стеклянной двери прибегает окровавленная приятельница, которую прямо на пороге убивает маньяк в маске. Конечно Мэдди ничего этого не слышит и не видит. Это очень заинтересовывает маньяка и вместо того, чтобы убить Мэдди тут же на месте выстрелом из арбалета в спину, он устраивает с ней игру в кошки-мышки. Идеальный фильм, чтобы смотреть его ночью на даче.
Фильм мне настолько понравился, что я решила почитать о режиссере и актрисе, которая играла главную роль. Так я узнала, что этот же режиссер снял «Игру Джеральда» / Gerald's Game (2017) — одну из немногих удачных экранизаций Стивена Кинга.
Потом я нашла на том же Netflix сериал «Призрак дома на холме» /The Haunting of Hill House (2018) и пропала. Для меня это идеальный хоррор-сериал. Готическая атмосфера, объемная и проработанная история, живые персонажи, две временные линии, страшные призраки при отсутствии бесконечных раздражающих скримеров. Если свести описание к минимуму — страшно и душераздирающе.
С тех пор я слежу за всеми слухами о новых проектах, с предвкушением жду анонсированные сериалы и бинджвочу их, как только они выходят. А потом еще и пересматриваю по второму кругу.
Попробовала выделить несколько причин почему я люблю сериалы Флэнагана. Вышло пять, но их конечно гораздо больше.
Нагнетание ужаса
Даниэль Дефо когда-то сказал: «Страх опасности всегда страшнее опасности, уже наступившей, и ожидание зла в десять тысяч раз хуже самого зла». Разумеется, говорил он не о просмотре хорроров, но это высказывание отлично на него ложится. Когда персонаж идет по коридору, освещенному лишь тусклой и обязательно мигающей лампочкой, это вызывает больше ужаса, чем любая сцена отрезания конечностей в фильмах типа «Пилы».
Сам Майк в одном из интервью рассказывал, что еще во время работы над своим первым фильмом «Отсутствие» / Absentia (2011) понял — снимать надо так, чтобы максимально включить воображение зрителя. Никто не напугает вас сильнее, чем вы сами. И Флэнаган использует эту истину по полной.
Глубина историй
Напугать зрителя — не главная задача режиссера. В центре его фильмов и сериалов всегда стоит человеческая драма. Сам он говорит, что призраки в его фильмах — выражение внутренних эмоциональных ран. А выбранный жанр отлично подходит для серьезных и глубоких разговоров о человеческих отношениях, семье, религии, душевных травмах, поисках себя, страхе будущего и многом другом. Будь то история про дисфункциональную семью, где каждый только и делает, что ранит другого, не умея правильно проявлять заботу. История любви и абьюза, или история маленького вымирающего острова, охваченного религиозным безумием.
Кроме того, часто одна и та же история показывается с позиции разных персонажей, что придает уже глубокой истории дополнительную глубину.
Миллион деталей
Сериалы Флэнагана из тех, которые надо пересматривать по несколько раз. Потому что ты всегда увидишь что-то новое, обратишь внимание на то, что до этого пролетало мимо глаз. Но даже после трех подходов, когда включаешь интервью режиссера, и он рассказывает, с какими целями применял в одном из сериалов зональные линзы, хлопаешь себя по лбу с криком «блииин, точно!»
Flaneverse
Flaneverse (Flanagan + Universe) — это термин, который придумала команда режиссера. Люди, с которыми он переходит из фильма в фильм — от членов съемочной группы, до актеров. Каст, которых переходит из фильма в фильм и из сериала в сериал — это что-то восхитительное. Фанаты «Американской истории ужасов» меня поймут. Во-первых, смотреть на тех же актеров в совершенно других амплуа очень интересно. А во-вторых, это правда создает некую иллюзию семьи, к которой ты тоже принадлежишь, хоть и в качестве зрителя.
Кроме того, на радость фанатам, режиссер часто делает отсылки к собственным проектам и иногда использует одни и те же приемы и пугающие элементы. Пугают они при этом ничуть не меньше.
*Виктория Педретти
Очень благодарна Флэнагану за знакомство с Викторией Педретти. Но теперь мне нужно больше фильмов и сериалов с ней, потому что их слишком мало! Даже у Флэнагана уже успело выйти два сериала без Виктории и это какое-то преступление. В ее игре столько самоотдачи и чувств, что смотреть на это иногда выматывает, но как же она прекрасна.
*поднимает плакат* Требую ролей для Виктории Педретти!
Автор: Даша Бурнашева