Матвею 13 лет. Полгода назад ему пришлось расстаться с родителями и переехать в Центр помощи детям и семьям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Поделиться своими переживаниями ребенку было не с кем, пока у него не появился наставник из организации «Старшие Братья Старшие Сестры». История дружбы глазами ребенка и волонтера.
Матвей
— Привет, я Матвей.
Подросток улыбается, затем жмет мою руку и бежит переодеваться.
Через пару минут футболку и спортивные штаны сменяют пиджак и брюки.
— Вот теперь готов, — говорит мальчик.
Это значит, что можно начинать интервью.
Матвею 13 лет, пару дней назад у него был день рождения. Мальчик начинает рассказывать о себе: любит информатику, читать и гулять, а еще у него есть «крутой наставник» — Сергей.
— Мой наставник — директор большого склада на Химмаше. Я им горжусь, потому что он не унывает, находит время для встреч со мной, никогда не опаздывает, и я чувствую, что для него это важно, — говорит Матвей.
Подросток живет в центре социальной помощи семьи и детям «Отрада». Дети оказываются здесь из-за сложной жизненной ситуации по решению органов опеки. С воспитанниками центра работает межрегиональная общественная организация «Старшие Братья Старшие Сестры» — прошедшие отбор волонтеры становятся наставниками для детей из детских домов.
У Матвея есть родители, а еще шесть братьев и сестер. В центр социальной помощи он сначала шесть лет ходил после школы.
— Мама меня сюда записала, чтобы я хоть что-то делал. Она объяснила, что это нужно для того, чтобы я участвовал в мероприятиях, делал поделки, был творческим, — говорит он.
Этой зимой семья лишилась дома — бабушка продала квартиру, где жили дети, — и Матвею пришлось поселиться в центре на постоянной основе. Мама с другими детьми переехала в съемное жилье.
— В тот день мама была в больнице с младшим братом Кириллом, уехала на операцию. Мне сказали, что домой я сегодня не иду. Я даже вещи какие-то не смог забрать. Нас отвели в спальню, и мы легли отдыхать. Потом нас распределили по комнатам. Я расстроился, конечно, потому что дома жить не буду. Обидно стало. Я домой не могу ходить, потому что еще маленький. А вот Антон — старший брат, у него уже есть паспорт, он ходит к маме и рассказывает мне потом, что происходит там, — рассказывает Матвей.
— Скажи, пожалуйста, чем здесь занимаешься? Ты уже говорил, что любишь информатику, почему?
— Мне это подходит: цифры, печатание — это для меня, мне кажется. Хочу стать айтишником, программировать кибернетические протезы. Во-первых, этим интересно заниматься, во-вторых, можно денег заработать, а главное — делать благо другим людям. Потому что если бы никто не делал блага в этом мире, я не знаю, что бы со мной произошло, — рассуждает мальчик.
Благо, как говорит подросток, ему делает Сергей Максимов — его наставник. Каждую неделю они гуляют вместе по городу, ходят в парки, особая гордость Матвея — недавний пикник, для которого продукты он купил на свои деньги и смог самостоятельно приготовить сосиску в лаваше. Для него это важно, потому что дети, находясь в системе социальных учреждений, где за них готовят и убирают, могут испытывать проблемы в бытовой жизни.
— Когда приходит Сергей мы сначала здороваемся, пожимаем руки, потом я его обнимаю, и после того, как он напишет заявление, мы идем гулять. Недавно были на Дне города, ходили в пиццерию, потом фотографировались. Увидели жениха и невесту, он рассказал мне, как проходят свадьбы, я этого не знал. Потом, когда Сергей меня приводит в «Отраду», он всегда от меня слышит тысячу «до свиданий». Я ему говорю «до свидания», «до свидания», «до свидания», пока он не уходит.
— Ты сам захотел иметь наставника?
— Мне когда объяснили, кто это такие и зачем они нужны, я сразу захотел, заполнил анкету, написал, что он должен быть добрый и веселый, а главное, попросил, чтобы он поскорее нашелся. Потому что это человек, с которым можно говорить на темы, которые с другими не обсудишь. Он поможет в грусти, будет рядом в радости.
— Тебе не хватает доверительных отношений?
— Да, со сверстниками не хочется говорить о чувствах, потом засмеют, такое частенько бывает, не думаю, что они по-злому это делают, ради шутки, наверно, но все равно неприятно.
— С мамой общаешься?
— Мама приходит раз в несколько недель, мы с ней обсуждаем, что у нас происходило. Что у нее происходит.
— Ей можешь так же довериться, как наставнику?
— Ну, мама же не каждую неделю приходит, как Сергей. И нечасто с ней видишься. Сергею рассказываю обо всем, что накопилось внутри, о чем переживаю. Больше ни с кем не могу поделиться.
О своих увлечениях Матвей рассказывает охотно: сразу оживает, начинает улыбаться. Он любит изобретать. Недавно, говорит, нарисовал супермощные наушники, а еще разрабатывает космические корабли, представляет, как будут работать и выглядеть. Также подросток рисует супергероев и придумывает костюмы для них.
— Например, «Звукомет». Когда его кто-то надевает, он издает громкие звуки, от которых все вокруг разлетается. Я придумал, что он будет сделан из бронерезины, у него есть капюшон, всякие провода и стальная обувь для бега.
— Как ты его придумал?
— От скуки. Есть еще супергерой «Сильный Ванчмен». Я ему другой костюм нарисовал с собственным силовым полем, от которого любой удар отскакивает. Люблю комиксы «Marvel» и «DC».
— Кто у тебя любимый персонаж? Железный человек?
— И он тоже, потому что он пожертвовал своей душой, чтобы всех спасти. Но самый любимый — Доктор Стрендж, потому что он владеет магией времени и может изменять прошлое.
Матвей говорит, что очень любит книги, хочет, когда повзрослеет, прочитать «Войну и мир» и сонеты Шекспира. А сейчас его любимое произведение — «Маленький принц» Экзюпери. Мальчик с удовольствием рассказывает о космических путешествиях, разных планетах и их обитателях. Самое важное, считает подросток, это то, что Маленький принц посадил свой цветок и потом вернулся к нему, потому что понял — надо нести ответственность за того, кого ты вырастил.
Вскоре Матвей воссоединится с семьей, центр социальной помощи «Отрада» помог его маме оформить документы, чтобы она смогла воспользоваться материнским капиталом. На эти деньги для семьи мальчика уже купили трехкомнатную квартиру в Алапаевске. Также мама сможет получать пособие, которого хватит для того, чтобы забрать Матвея обратно в семью.
Сергей
— У меня мама из детского дома, она рассказывала, что в ее детстве было разное: и драки, и нехватка чего-то, говорила еще, что они воспитателя считали своей мамой. Все это я слышал с раннего возраста и понимал, как тяжело приходится тем, кто живет в таких учреждениях. Поэтому когда я узнал о программе наставничества, идея меня зацепила, я сразу же решил проверить, смогу ли я быть кому-то другом. Захотел что-то дать ребятам, показать им, что общество их не вычеркнуло, поделиться чем-то светлым. Я понимал, что детям нужен близкий человек, с которым они могут разделить что-то сокровенное, потому что в системе у детей нет ничего своего, там все общее.
Прежде чем нас познакомили с Матвеем, я прошел психологические тесты, а потом нас подобрали друг другу, потому что интересы совпали: к футболу, к чтению и программированию. Конечно, при первой встрече было очень волнительно, потому что заранее ты это в голове себе как угодно можешь представлять, но в жизни получается иначе. Я волновался, Матвей волновался. В первый раз, прежде чем выйти на прогулку, мы долго разговаривали, потом вышли на улицу, хотя была плохая погода. У нас как-то сразу все пошло, и мы продолжили общение.
Я знаю, что он мне доверяет такие вещи, которые не может больше никому сказать. Я никогда на этом не настаивал, просто интересовался, что у него произошло за неделю, спрашивал, куда он ходил, что делал. Когда гуляли по улицам, объяснял, как все устроено. Он спрашивал обо всем, что видел вокруг, и проявлял интерес. Мы много что с ним обсудили, но на неприятных темах я не заострял внимание.
Да, я ему сочувствую, у него непростая ситуация. Но моя задача — его поддержать, быть рядом, давать ему позитивные эмоции и сделать так, чтобы он не унывал. Но при этом я должен был ему объяснить, что жизнь — сложная и могут быть разные ситуации в будущем. В его семейную историю я старался не лезть, пока он сам не решался что-то рассказать или показать. Например, мы ходили смотреть дом, где он жил с мамой.
А вообще Матвей — открытый мальчик, когда мы гуляли, он спрашивал, может ли он подойти к человеку на улице и сказать «привет». Очень добрый ребенок. Я видел, как ему важно то, что я приезжаю. Со мной он мог выйти наружу, за стены Центра, и посмотреть на мир в другом ракурсе, мне было приятно, что мальчугану интересно.
У меня трое детей, поэтому я понимал, как общаться с Матвеем. Мы договорились, что когда он переедет в Алапаевск, мы с ним продолжим общаться. У него мой номер, Матвей мне звонит, когда у него есть вопросы. Если буду в Алапаевске, мы обязательно встретимся, потому что мы сблизились, он мне как родной. На прощание я подарил ему гитару.
Общественная организация «Старшие Братья Старшие Сестры» в России работает с 2003 года. Волонтеры помогают детям из детских домов и семей в трудной жизненной ситуации адаптироваться к самостоятельной жизни в будущем. Программа наставничества действует по всей стране, в том числе и в Свердловской области.