Часть 1: https://vk.com/@naropol-preludiya-k-katastrofe-chast-1-formirovanie-moskovskogo-opol?ref=group_block
Часть 2: https://dzen.ru/media/id/5c766f3cbe549400b427daff/preliudiia-k-katastrofe-chast-2-my-edem-na-front-633199b0fa954f3cff2b0452
К концу первой декады июля 1941 года на Смоленском направлении сложилась чрезвычайно неприятная для Западного фронта РККА обстановка. 29 немецких дивизий (12 пехотных, 9 танковых, 7 моторизированных, 1 кавалерийская) – 1040 танков, свыше 6600 орудий и минометов, более тысячи самолетов – были брошены на разгром войск под командованием С.К.Тимошенко (а с 10.07.41 он еще и командовал всем Западным направлением). Но главной бедой было не количество войск противника, а тот факт, что в первом эшелоне построения ЗапФ находились 22-я, 20-я, 13-я и 21-я армии, еще не закончившие развертывание – из 48 дивизий только 37 смогли занять позиции, на каждую приходилось по 25-30 км фронта. Оборонительные рубежи были недостаточно подготовлены в инженерном смысле и занимались крайне поспешно, сказывался острый недостаток в танках, артиллерии и средствах ПВО.
Ударные группировки врага, не встречая сильного сопротивления, осуществили глубокие прорывы в районах Полоцка, Витебска, севернее и южнее Могилева. Витебск, находившийся на стыке 22-й и 20-й армий, был оставлен 9 июля, что создало угрозу выхода главных сил 3-й танковой группы вермахта в тыл фронта. Пытаясь купировать эту угрозу, Тимошенко решил «совместными действиями 19-й, 20-й и 22-й армии во взаимодействии с авиацией уничтожить прорвавшегося противника и, овладев городом Витебск, закрепиться на фронте Идрица, Полоцкий УР, Орша и далее по реке Днепр».
Но, контрудары, подготовленные в спешке, как и в приграничном сражении не удавались. 22-я армия генерал-лейтенанта Ф.Е.Ершакова вообще не смогла перейти в наступление. Армия, силами 6 дивизий занимавшая оборону в полосе шириной 280 км, оказалась охвачена с флангов и под угрозой окружения начала отход, ведя арьергардные бои в Полоцком УРе. 19-я и 20-я армии генерал-лейтенантов И.С.Конева и П.А.Курочкина атаковали без поддержки артиллерии (не хватало боеприпасов) и крайне разрознено.
«Я отдал приказ – стрелять артиллерия имеет право только по приказу командира полка по явно видимым целям и по танкам, в других случаях артиллерия не имела права открывать огня. Снаряды считанные. А танки все время наступают, авиация все время летает», - рассказывал генерал Лукин (в то время командарм-20) в интервью Константину Симонову в 60-е годы.
В результате, к исходу 15 июля, 3-я танковая группа немцев, развивая наступление севернее Смоленска, практически беспрепятственно вышла к Ярцево, перерезала шоссе Смоленск – Москва и глубоко охватила с востока 16-ю, 19-ю и 20-ю армии РККА. При этом был разгромлен 25-й корпус, а его командир – генерал-майор С.М.Честохвалов – попал в плен. В то же время 2-я танковая группа врага к вечеру 11 июля захватила плацдарм на восточном берегу Днепра южнее Орши. 12 июля танковая дивизия генерала Моделя в районе Буйничи столкнулась с сильным сопротивлением советских войск. После потери 39 танков и бронемашин, немцы были вынуждены отступить. Потери РККА также были серьезными. 13 июля атака повторилась, но немцев снова удалось отбросить. 14 июля противник обошел Могилев и занял Чаусы. В окружение попали 6 стрелковых дивизий под командованием генерал-лейтенанта Ф.Н.Ремезова. 17 июля начался штурм Могилева.
16 июля советские части, находящиеся в Смоленске, были окружены. Маршал Тимошенко издал приказ, в котором подчеркнул, что город сдавать нельзя ни при каких обстоятельствах. Были взорваны мосты через Днепр. Связь с тылом поддерживалась только через болотистую местность в районе Соловьево.
Понимая всю критичность ситуации, Ставка Главного Командования развертывала в тылу Западного фронта Фронт резервных армий под командованием генерал-лейтенанта Богданова в составе 24-й, 28-й, 29-й, 30-й, 31-й и 32-й армий на рубеже Старая Русса, Брянск, а 24 июля из 13-й и 21-й армий левого крыла Западного фронта и выдвинутой из резерва 3-й армии был образован Центральный фронт под командованием генерала-полковника Ф.И.Кузнецова (в августе его сменил на посту генерал-лейтенант М.Г.Ефремов).
На левом крыле ЗапФ 21-я армия под командованием генерал-полковника Ф.И.Кузнецова проводила успешное наступление в направлении Бобруйска. 13 июля основные силы армии форсировали Днепр и за день продвинулись с боями на 8-10 км. Действовавшая южнее 232-я стрелковая дивизия, используя лесные массивы, прошла с боями почти 80 км и захватила переправы на реках Березина и Птичь. Это было расценено Ставкой как несомненный успех. Было решено за счет Фронта резервных армий создать ударные группы и начать наступление. Тимошенко была поставлена задача овладеть районом Смоленска и отбросить противника за Оршу.
Общий замысел операции сводился к нанесению трех одновременных ударов из районов южнее Белого, Ярцева и Рославля по сходящимся к Смоленску направлениям с задачей разгромить немецкие войска севернее и южнее города. Для выполнения задачи были созданы оперативные группы под командованием генералов В.Я.Качалова, В.А.Хоменко, С.А.Калинина, И.И.Масленникова и К.К.Рокоссовского. Каждая из опергрупп должна была нанести удар на своем направлении, ведя наступление в полосе шириной 30-50 км.
23 июля из района Рославля нанесла удар группа под руководством командующего 28-й армией генерал-лейтенанта В.Я.Качалова. Несмотря на превосходство неприятельской авиации, соединениям группы удалось за два дня отбросить противника за р. Стометь. Однако, попытка развить успех вдоль шоссе на Смоленск была пресечена силами двух армейских и одного моторизованного корпусов, которые вышли в тыл советских войск и окружили их. При прорыве погиб генерал-лейтенант В.Я.Качалов.
Наступление группы генерал-майора В.А.Хоменко с рубежа р. Вопь началось 25 июля. В первый день удалось продвинуться только одной стрелковой дивизии, и то всего на 3-4 км. Остальные соединения не смогли прорвать передний край обороны противника. Две кавалерийские дивизии группы, действовавшие на правом фланге, пытаясь совершить рейд в район городов Демидов и Холм, попали под встречный удар и отошли. В последующие дни соединениям группы все-таки удалось продвинуться на 20-25 км вглубь обороны противника, однако, задача, поставленная командованием, выполнена не была.
Оперативная группа генерал-лейтенанта С.А.Калинина наступала из района севернее Ярцево на Духовщину. Однако, дивизии группы вводились в сражение разновременно на не связанных друг с другом направлениях, в результате чего противнику удалось окружить часть сил группы.
Опергруппа генерал-майора К.К.Рокоссовского в установленное для наступления время отражала многочисленные атаки немцев на рубеже реки Вопь, прикрывая Вязьму. Тем не менее именно эта группа нанесла 29 июля контрудар, позволивший вывести из окружения части 16-й и 20-й армий.
Под давлением противника 26 июля советские войска оставили Могилев, а 28 июля – Смоленск. 29 июля 1941 года командующим Резервным фронтом назначается Г.К.Жуков.
Обстановка в начале августа более-менее стабилизировалась – удалось вывести за Днепр главные силы, прорвать окружение 20-й и 16-й армий, сорвать наступление 3-й танковой группы немцев в сторону Валдайской возвышенности, стабилизировать положение в полосе 22-й армии.
В то же время, в директиве № 34 от 30 июля 1941 г. в отношении немецкой группы армий «Центр» говорится, что она «переходит к обороне, используя наиболее удобные для этого участки местности». 3-я и 2-я танковые группы перенацеливались в полосы Северо-Западного и Юго-Западного фронтов. В дополнении к директиве № 34 от 12 августа отмечалось, что наступление на московском направлении будет продолжено «лишь после полной ликвидации угрожающего положения на флангах и пополнения танковых групп».
Ставка Верховного Главного Командования (так она стала именоваться с 8 августа) вполне резонно полагала, что после неудачи фронтального наступления, противник будет наступать на флангах. Исходя из этого, главная задача заключалась в удержании великолукского и гомельского выступов, сохраняя нависающее положение над группой армий «Центр» с севера и юга с последующим разгромом Духовщинской и Ельнинской группировок врага.
Однако, противнику удалось упредить РККА в переходе в наступление. 8 августа 24-й моторизованный корпус 2-й танковой группы прорвал оборону 13-й армии Центрального фронта и, развивая достигнутый успех, к 21 августа продвинулся на 120-140 км и вышел на рубеж Новозыбков, Стародуб. В то же время 2-я армия, действовавшая на гомельском направлении, глубоко охватила с востока 21-ю армию РККА. Последняя вынуждена была отойти на юг, избегая окружения. Ставка ВГК с целью недопущения обхода группировки советских войск на киевском направлении и отразить возможные удары противника на Брянск, разворачивает между Центральным и Резервным фронтами Брянский фронт под командованием генерал-лейтенанта А.И.Еременко.
Изменившаяся оперативная обстановка не остановила маршала Тимошенко, твердо решившего провести ряд наступательных операций в полосе Западного фронта. «Прочно удерживая левым крылом … рубеж реки Днепр и отражая атаки противника на своем правом крыле, центром разгромить и уничтожить его духовщинскую группировку» - было приказано 30-й армии В.А.Хоменко и 19-й армии И.С.Конева.
8 августа соединения Конева и Хоменко нанесли удары в направлении Духовщины. Прорвав передний край обороны немцев, развить успех они не смогли. В план операции были внесены изменения – теперь 30-я и 19-я армии должны были ударить по сходящимся на Духовщину направлениям, окружить и уничтожить врага и выйти на рубеж Старина, Духовщина, Ярцево. Для содействия армиям предусматривался вспомогательный удар двумя дивизиями 29-й армии и рейд на Велиж, Демидов кавгруппы полковника Л.М.Доватора.
Наступление началось 17 августа. В полосе 30-й армии передний край обороны удалось прорвать лишь к 25 августа, после чего соединения смогли продвинуться лишь на 1-3 км. В полосе 19-й армии в первый день одна из дивизий вклинилась в глубину на 400-800 метров. Военным советом Западного фронта было принято решение ввести в сражение резервы. Однако, это не привело к увеличению темпа наступления. По сути, оно ограничивалось одной-двумя атаками в сутки, в результате чего удалось отбить несколько опорных пунктов. Общее продвижение 19-й армии до конца августа составило 8-9 км, были освобождены населенные пункты Батурино и Ярцево. Не увенчались успехами и боевые действия частей Резервного фронта на ельнинском выступе.
Ставка ВГК планировала активными действиями нанести значительный урон группе армий «Центр» и устранить угрозу выхода в тыл Юго-Западного фронта ее 2-й танковой группы. Задача по разгрому последней возлагалась на Брянский фронт, 25 августа «приросший» войсками упраздненного Центрального фронта. Западный и Резервный фронты должны были продолжить наступательные операции по уничтожению духовщинской и ельнинской группировок противника.
Однако и немцы от активных наступательных действий не отказывались. 22 августа на левом крыле группы армий «Центр» был нанесен удар против 22-й армии ЗапФ. К исходу следующего дня части двух немецких танковых дивизий вышли в район Великих Лук. Попытка нанести контрудар в основание их вклинения успех не принесла, и 22-я армия начала отход, повлекший за собой оставление рубежа соседней 29-й армии (ее могли обойти с фланга). Продвижение танковой группы противника было остановлено только на р. Западная Двина.
В остальной полосе Западного фронта шириной 140 км с 1 по 10 сентября продолжались бесплодные попытки потрепанных в предыдущих боях дивизий пробить брешь в заблаговременно подготовленной обороне свежепополненных немецких соединений. 10 числа Ставка отдала распоряжение на переход к обороне, отметив, что «длительное наступление войск фронта на хорошо окопавшегося противника ведет к большим потерям».
Наступательная операция Брянского фронта в полосе 300 км также была безуспешна. Всего наносилось 5 ударов, каждый – силами трех-четырех дивизий. Такое распыление сил не позволило после прорыва передовых рубежей обороны развить наступление в оперативную глубину. Более того, в результате контрудара противника, между Брянским и Юго-Западным фронтами образовался разрыв шириной в 50-60 км, которым незамедлительно воспользовались немецкие танковые дивизии, выходя в тыл киевской группировки советских войск.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
#прелюдияккатастрофе #дно