Найти тему

Проектная деятельность в АГНИ

С 2021 года у студентов 1 курса АГНИ введен проектный формат обучения. Студенты в командах под руководством своих руководителей в течение семестра работали над проектом. Участники команд учились оформлять проектную документацию, реализовывали свои идеи, получали первые продуктовые результаты, первые навыки проектной деятельности и публичного выступления.

В рамках данной деятельности одним из проектов были представлены результаты работы по интегрированному проекту «Финансовый анализ компаний нефтегазового сектора по РСБУ». Интеграция включает кафедры Экономики и управления предприятием и Иностранных языков. Целью проекта является приобретение навыков и компетенций для анализа финансовой отчетности крупнейших нефтегазовых компаний РФ.

-2

Мы поговорили с руководителем проекта, профессором, доктором экономических наук, доцентом кафедры ЭиУП Данией Зариповой.

- Необходимо учитывать, что проектанты – это первокурсники, для которых затруднительно даже найти в открытом доступе достоверную финансовую информацию по компаниям для анализа. Поэтому, в первую очередь, необходимо было определить сайты, которые можно было бы использовать в качестве источника информации.
Следующим этапом было показать и рассказать им, из каких элементов эта финансовая отчетность складывается. У нас есть две базовые финансовые отчетности: Отчёт о финансовых результатах и Бухгалтерский баланс. Раскрыть элементы финансовой отчетности первокурсникам, среди которых и студенты технических специальностей, и у которых нет базовых экономических знаний, — сложно. Это понимание мы усваивали дня два, на простых примерах. С ребятами мы открывали автосалон, а с девушками салон красоты. На конкретном примере ведения «своего» бизнеса его имущественные составляющие становятся более понятны и прозрачны.

Для осуществления аналитики каждый участник команды выбрал себе российскую нефтегазовую компанию из числа крупнейших, скачал их финансовую отчетность за 2016-2021 годы. Для анализа взяты ПАО «Роснефть», ПАО «Лукойл», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Газпромнефть» и ПАО «Татнефть». Для проектантов было открытием, что сбалансированность и гармоничность экономического роста являются не качественными, а количественными показателями и имеют алгоритм расчета по данным Отчета о финансовых результатах и Бухгалтерского баланса.

Следующим шагом стал анализ динамики и структуры активов и пассивов компании: динамика показывает тенденцию, а структура отражает приоритеты и то, как они меняются во времени. Кропотливая работа и вдумчивая аналитика позволяют обосновать выводы по имущественному положению нефтегазовой компании. Выводы готовили на русском и английском языках. Для этого Аделя Рустамовна Гамирова подготовила глоссарий, который регулярно, по мере проведения аналитической работы, обновляла. На наших еженедельных встречах проектанты представляли итоги своей работы на русском и английском языках. Каждая встреча выливались в живую дискуссию по вопросам финансового состояния российских нефтегазовых компаний, зачастую мнения студентов расходились. Обосновать и уметь отстаивать свое мнение – нужный навык для современного студента.
-3
В дальнейшем, сохранив команду, мы планируем продолжить анализировать финансовую отчетность наших нефтегазовых компаний, но уже выполненных по международным стандартам (формат МСФО –Международные стандарты финансовой отчетности). Это позволит провести сравнительный анализ имущественного положения компаний по российским и международным правилам. Суть в том, что российские стандарты учета и отчетности основаны на юридической концепции капитала, в то время как международные – на экономической. Умение «читать» финансовую отчетность по международным стандартам, представленную на английском языке, - ценный навык, особенно, в процессе повышения своей финансовой грамотности.

Проект имеет большие перспективы своего развития, так как аналитика в финансовой экономике имеет много уровней. Поэтому главная цель – сохранить команду, углублять аналитическую работу, «прокачивать» свои навыки ведения дискуссии на английском языке, повышать уровень знаний инструментов анализа и умения обосновывать выводы.

-4
Что касается проектной деятельности, я думаю, что первокурсников нужно учить учиться. Уверена, что в проектах ребята получили колоссальный опыт, - говорит Дания Анасовна

Мершина Екатерина, студентка 1 курса о проекте: «Сегодня я защитила проект на тему «Анализ финансовой отчетности компании «Татнефть» за 2016-2021 гг». Меня заинтересовала сама тема, так как будущая деятельность будет связаны с финансами и экономикой. Это было весело, интересно, но и трудно, работа была проделана огромная. Было очень много вопросов, было не понятно. Я благодарна Дание Анасовне, за то, что она с самого начала подготовки объяснила нам основы, базовые моменты экономики. Я выступала первая - и чтобы слушателям было понятно о чём в целом речь - мой доклад был на русском, а ребята выступали на английском языке»

-5

Студент факультета НГФ, Арсен Мифтахов, участник круглого стола по теме: "Экспресс анализ финансовой отчетности российских нефтегазовых компаний" поделился впечатлениями: «Это был очень интересный опыт, была проделана колоссальная работа. Я узнал много нового и интересного, в частности, о компаниях: как они себя ведут на рынке, что такое активы, пассивы и в целом стал более осведомлен. Огромное спасибо нашим преподавателям Аделе Рустамовне и Дание Анасовне, они всегда нас поддерживали и помогали.»

-6

Аделя Рустамовна, преподаватель кафедры Иностранных языков: «Они с Данией Анасовной анализировали, потом формулировали по каждому пункту выводы. Я составляла глоссарий. На английский язык студенты переводили сами, потом я всё проверяла, поправляла произношение, расставляла интонации. Результатом очень довольна. Глоссарий, который мы составили, является хорошей базой экономических терминов. Он получился достаточно обширным.»