Должен ли я сочуствовать беженцам? Этот вопрос заставляет многих испытывать неприятные ощущения и беспокойство. Я и сам одно время не мог определиться с тем, что думаю по поводу наплыва людей, оказавшихся в беде. Сразу стоит сказать, что любые действия, заставляющие людей покидать свои дома - это плохо. Будь то война, или эпидеимии, или нищета, или безработица. Грузия прекрасно знает, что такое эмиграция. По некоторым данным к 2050 году население страны сократится более, чем на 10%, и по этому показателю Грузия находится в 20-ке худших стран в мире. В любом случае беженству нельзя придать положительное значение ни в каких ситуациях, хотя в Европе многие пытаются оправдывать подобную миграцию широких масс приливом дешевой рабочей силы. От беженцев страдают все, даже те, кто вообще никак не связан ни с причинами, ни с последствиями этого явления. Само упоминание беженцев почти всегда вызывает неприятные эмоции. Однако, в один прекрасный момент я услышал мысль, которая помогла мне справится с негативным эффектом от новостей последнего времени. Эта мысль элементарна: мы все взрослые люди, и никто не обещал нам сказочной жизни. От того, что беженцам хуже, чем мне сейчас, я не должен страдать, не должен сочувствовать, не должен упрекать себя, только потому, что нахожусь в лучших условиях. Люди не равны, и каждый сам строит свое будущее, заботится о своей жизни. В этом и заключается взрослая справедливость, а не детские фантазии по этой теме. Я не обязан решать проблемы чужих людей. Но! Я могу помогать им решать эти проблемы, если у меня есть желание. Именно поэтому в России и в Грузии так много благотворительных организаций. К слову, я и сам собирал гуманитарную помощь летом для беженцев. Существует еще один важный вопрос, который всегда стоит рядом с упомянутым: когда беженцы начнут возвращаться обратно? И ответ на этот вопрос еще неприятнее, чем новости: поворот миграции в обратную сторону может занять годы! Хочу особо отметить факт, о котором говорят социологи: окончание боевых действий не означает прекращение потока беженцев.
Это вполне логичная вещь: возвращаться беженцам некуда. На Украине нет электричества, нет работы, нет снабжения элементарными продуктами. Однако, это вовсе не означает, что статус беженца теперь закреплен за ними пожизненно. В Европе уже перестали оказывать помощь большинству приехавших из Украины. В порядке вещей для любой страны предоставить нуждающимся временное жилье, временное пособие, временные наборы продуктов и необходимых вещей, но это не означает, что государство обязано содержать граждан другой страны постоянно. Основная идея - позволить людям сделать передышку и начать интеграцию в новое общество с поиска работы для самообеспечения. В Европе с этим немного проще по сравнению с Грузией. На 2022 год безработица в Грузии находится на уровне 20%. Иными словами, каждый пятый в стране - безработный. Возникает вполне уместный вопрос: если рабочих не хватает самим, что делать с тысячами беженцев, которые не смогут обеспечивать себя без работы. Означает ли это, что все эти тысячи граждан сядут на шею государству? В первые месяцы пребывания - несомненно да. Более того, почти каждый беженец будет оттягивать окончание безвозмездной помощи любыми способами. Все это сейчас можно наблюдать в Европе. Беженцы отказываются покидать временное жилье, отказываются выходить на работу, требуют новых выплат, требуют дорогие вещи и продукты, требуют широкие льготы и бесплатное обслуживание в любых учреждениях. Вначале все это выглядело вполне уместно, но спустя несколько месяцев отношение к беженцам меняется. И отношение беженцев также меняется: в настоящий момент начинается массовая волна миграции беженцев в те страны, которые продолжают оказывать бесплатную помощь. Иными словами, украинские беженцы ищут место, где платят (или хотя бы обеспечивают самым необходимым) и не надо работать. Большое количество беженцев уезжает из Европы в Россию, потому что не хочет учить язык, не хочет искать работу, не хочет вливаться в общество. И пока на Украине не закончатся боевые действия, украинские беженцы будут продолжать искать теплое место, где за слезливую историю будут платить деньги. Однако, все может резко измениться после смены отношения европейцев к происходящим событиям. Если европейцы решат, что Украина немеренно затягивает конфликт и препятствует окончанию мирового кризиса, то все украинский беженцы в миг превратятся в нелегальных мигрантов с последующей принудительной высылкой.
Как уже было сказано, беженцы наносят удар по экономике и социальной жизни стран. Надеюсь, ни для кого не секрет, что бюджет государства представляет собой четкий и ограниченный список затрат. В бюджете нет лишних денег. Конечно, в такой список закладываются риски, но беженцы не относятся к такми рискам. Когда массовая миграция приводит в страны тысячи людей, государству приходится обеспечивать их безопасность и содержание. Поскольку в бюджете нет лишних денег, это означает, что средства приходится вычитать из других направлений. В свою очередь это вызывает лавину недовольства в социуме, которая начинается с небольших непубличных мнений, а заканчивается уличными шествиями. В этом есть своя справедливость: социуму приходится содержать взрослых людей (зачастую мужчин рабочего возраста), которые не сумели добиться адекватного развития своей страны. Именно для такого момента и была придумана присказка: во всем виновата Россия. Если бы не Россия - не было бы беженцев. Эту легенду охотно подхватывают европейские правительства и пытаются таким образом успокоить своих избирателей. Но этого недостаточно, поэтому все СМИ, которые рассказывают правду о продвижении НАТО, о биолабораториях, о бесконтрольном снабжении оружием, об обстрелах Донбаса и о многом другом - все это запрещается к печати, поскольку рушит "правильную" картинку для избирателей. Масла в огонь подливают и сами беженцы, которые за отдельную плату на камеру могут рассказать любые вещи, наводящие ужас на европейцев, чтобы их правительства продолжали безграмотную политику, обвиняя во всех бедах Россию. К счастью, люди далеко не глупы, они могут попасться на подобную удочку один раз, но месяцами кормить их проплаченной пропагандой невозможно. И к настоящему моменту развитие ситуации оборачивается против тех, кто постоянно кричит о "российской угрозе". Одно дело - сожалеть об участи беженцев, но совсем другое дело - разделать эту участь с ними, замерзая в жесткой экономии, и переходя на дешевые продукты питания. Поддержка беженцев заканчивается там, где она начинает приносить дискомфорт. Этот момент уже настал в Европе. И в скором времени она настанет и в Грузии.
Свораичвание гуманитарной помощи в одной стране лишь означает, что беженцы поедут искать ее в другой. Например, в России, где язык им ближе, где найти работу проще, где количество школ и садов позволяет принять всех украинских детей. Конечно, все это означает, что именно в России начнет возрастать социальное напряжение. И если европейские страны, а также Грузия, могут рассчитывать на финансовую помощь Брюсселя в оказании содействия беженцам, то России придется обеспечивать их самостоятельно. Стоит помнимать, что и Грузия не сможет долгое время закрывать глаза на растущее недовольство граждан, которые также ждут помощи от государства, но были вынуждены отказаться от нее, потому что деньги были направлены на помощь украинцам. Если вы обратите внимание на фото в начале статьи, то заметите большое количество молодых людей, которые получают помощь в Грузии, хотя должны были защищать свою Родину с оружием в руках, если они настолько недовольны происходящим, что вышли на митинг. Почему молодые украинцы не стремятся пополнить ряды ВСУ? Этот вопрос был задан в том числе и бывшему послу Украины в ФРГ Мельнику, чей сын, почему-то, все еще продолжает получать образование в Берлине, а не сидит с оружием в руках в окопе, хотя его папаша активно поддерживает продолжение войны. Ситуацию усложняет и тот факт, что туристический сезон в Грузии закончился. Какое-то время вырученной сверхприбыли хватит на то, чтобы закрывать глаза на присутствие беженцев, которые, откровенно говоря, ведут себя нагло, требуя бесплатное жилье именно в Тбилиси и Батуми, и не желая выходть на работу в отраслях сельского хозяйства. Правительство Грузии при этом находится в стеснённом положении. Если оно откажется от помощи беженцам, из Европы перестанут поступать средства на их содержание, часть которых оседает в карманах чиновниках, естественно. С другой стороны, если Грузия продолжит безусловно оказывать содействие украинцам, к зиме это создаст опасный уровень напряжения, что заставит людей выйти на улицы. Более того, вопрос касается в том числе и содержания бывшего президента Саакашвили, который решил под стать времени позиционировать себя имено украинским политиком, чтобы иметь возможность комментировать происходящее в качестве "пострадавшего" лица. Правда, следует отметить, что грузинскому правительству часто "везет на удачу". Например, украинский кризис позволил пополнить бюджет страны за счет многотысячной миграции из России. Нельзя не брать во внимание и вероятность того, что проблема с беженцами может решиться сама собой.
Грузия для абсолютного большинство мигрантов является транзитной страной. И беженцы не исключение. Стоит ожидать, что к концу осени большей своей частью они начнут разными способами перебираться в Европу, если к тому времени еще будут действовать программы для их приянтия, ведь уже сейчас целые регионы в ЕС говорят о том, что лимит для беженцев исчерпан. Меньшая часть беженцев из Украины отправится в Россию, где зима в этом году будет не такой тяжелой, как в Европе и Грузии. Вполне вероятно, что такая же часть беженцев отправится обратно на Украину, чтобы начать восстанавливать то, что осталось. Это касается в первую очередь тех, кто имел собственное хозяйство перед отъездом, поскольку такая категория может в некоторой мере обеспечить сама себя. В целом же вопрос возвращения всех украинцев обратно на Родину, касается, как не сложно догадаться, окончания боевых действий. И пока украинское правительство продолжает усугублять собственную катастрофу, стоит полагать, что условия для жизни будут продолжать ухудшаться. Буквально на днях задержавшиеся в стране украинцы остались без электричества, а часть из них еще и без отопления. Хочется верить, что фотография горящего Крымского моста будет их согревать ночами. Следует понимать, что часть беженцев уже никогда не вернется на Родину, в первую очередь это касается молодых людей, которым проще найти работу и влиться в новый социум. Стоит также иметь в виду, что мировой энергетический кризис играет против присутствия беженев в других странах. Если правительство будет субсидировать оплату электроэнергии для беженцев, игнорируя тот факт, что большому количеству собственных граждан не хватает на это средств - все это приведет к скорой смене правительства, а значит и новому отношению к беженцам, с которыми быстро перестанут церемониться. Это очень важная мысль, которая должна держать украинцев в тонусе для поиска работы и изучения языка. Но вот беда: европейские предприятия закрываются, потому что тоже не могут оплачивать электричество. Сокращаются рабочие места - сокращаются налоги - сокращаются пособия для беженцев. Все это говорит о том, что украинцам лучше всего уже сейчас думать о том, как вернуться на Украину. И в первую очередь, как заставить Зеленского уйти "по-хорошему", пока в стране еще есть, что восстанавливать.
Сулико Горишвили