Найти тему

«Лючия ди Ламмермур»: опера Доницетти по роману Вальтера Скотта в Мариинском театре

Решили мы с подругой сходить в Мариинский театр, причём именно в «Мариинку-2», на так называемую Новую сцену (которая по факту уже давно не новая, а вполне привычная как петербужцам, так и гостям культурной столицы). Выбор пал на оперу «Лючия ди Ламмермур» - во-первых, дирижировал Гергиев, во-вторых, эта опера была нам совершенно не известна, а значит, гарантирована полная чистота эксперимента и свежесть эмоций.

Программка
Программка

Я с детства очень люблю Мариинский театр - не только потому что так положено коренным петербуржцам и даже не только потому что это очень красивый, величественный, императорский театр, в который до сих пор принято прилично одеваться (женщины в платьях, мужчины в костюмах). Мне всегда нравилось, что Мариинка именно музыкальная сцена, и музыка здесь - основное действующее лицо.

Сочетание классического концерта с элементами театрального действия (опера) или же гимн совершенству человеческого тела под всё ту же классическую музыку (балет), да ещё и в интерьерах стиля барокко - всё это очень меня вдохновляло, и так остаётся по сей день. Правда, Мариинский театр уже давно не ограничивается основной сценой, и архитектурный стиль остальных площадок весьма далёк от барокко. Что Концертный зал, что Мариинка-2 - современные площадки, которые вызвали много критики и недовольства в своё время. Я даже помню пренебрежительное "построили какой-то ТЦ «Мариинский», прости господи". Но стоило скептикам попасть внутрь и посетить свою первую оперу, от негатива не оставалось и следа, потому что в Мариинке-2 совершенно прекрасный звук. А новшества и современные визуальные решения редко встречают мгновенное одобрение, но время постепенно всё сглаживает. Так или иначе, сегодня, в 2022м году Мариинский-2 - посещаемая, популярная и любимая гостями сцена, где практически всегда аншлаг, на каждое мероприятие. Практически полный зал был и на «Лючии ди Ламмермур» в этот раз.

Перед началом, зрители постепенно собираются. В зал заранее обычно мало кто торопится - в Мариинке-2 красивые интерьеры, поэтому все усиленно фотографируются :) Тем не менее, и здесь есть, на что обратить особое внимание: видите эти "полосочки" на балконах и стенах? Это как раз для лучшей акустики.
Перед началом, зрители постепенно собираются. В зал заранее обычно мало кто торопится - в Мариинке-2 красивые интерьеры, поэтому все усиленно фотографируются :) Тем не менее, и здесь есть, на что обратить особое внимание: видите эти "полосочки" на балконах и стенах? Это как раз для лучшей акустики.

«Лючия ди Ламмермур» - 47я по счету (!) опера итальянского композитора Гаэтано Доницетти (1797-1848). Сюжет заимствован из исторического романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста», написанного в 1819 году. Считается, что это одно из самых необычных произведений знаменитого шотландского писателя, но я, к своему стыду, до этой оперы о таком и не слышала. Зато были наслышаны многие композиторы тех времен - Доницетти оказался шестым (!), вдохновившимся этим романом и переложившим его на музыку. Правда, версии его предшественников до наших дней не дошли.

Либретто для оперы Доницетти написал Сальваторе Каммарано (1801-1852), известный в те времена автор комедий и театральный режиссер, автор тридцати девяти либретто, работавший, в том числе, и с Пачини, и с Верди. «Лючия ди Ламмермур» стала первым совместным творчеством Доницетти и Каммарано и сразу же снискала колоссальный по тем временам успех (премьера состоялась в 1835 году). Вальтер Скотт тогда был в моде в Европе, его активно переводили на другие языки, а романтическая история о любви, возмездии, предательстве и войне знатных родов с совершенно шекспировским кипением страстей, да ещё и в виде потрясающих, пронзительных вокальных партий едва ли могла остаться незамеченной искушенной публикой. Не остается без внимания опера и теперь по тем же причинам - несмотря на то, что Вальтер Скотт уже не так активно читается массами, как раньше.

Программка с портретами Доницетти и Каммарано. Красивые и талантливые итальянцы, которые подарили потомкам прекрасную оперу и дали, таким образом, вторую жизнь роману Вальтера Скотта.
Программка с портретами Доницетти и Каммарано. Красивые и талантливые итальянцы, которые подарили потомкам прекрасную оперу и дали, таким образом, вторую жизнь роману Вальтера Скотта.

В центре сюжета лорд Генри Эштон, знатный и уважаемый владелец замка, который очень хочет выдать замуж младшую сестру Лючию. Партию он уже подобрал, весьма выгодную для собственных интересов, которые находятся под угрозой. Дело в том, что Генри не всегда был владельцем этого замка, и сын прежнего владельца, Эдгар Рейвенсвуд может оспорить его права. За Генри и Эдгаром стоят разные политические партии - в стране как раз сменился монарх, а также кровная ненависть. Генри убил отца Эдгара, тот, в свою очередь, поклялся извести весь род супостата. Генри спит и видит, как окончательно разделаться с проклятым врагом и укрепить свои позиции, но упрямая сестра ни в какую не соглашается идти замуж. Генри искренне считает, что девушка скорбит по умершей матери, но духовный наставник Лючии сдаёт её с потрохами: какая там скорбь, всё дело в таинственном незнакомце, в которого несчастная влюблена так, что и словами не описать. Но самое ужасное впереди: объектом любви Лючии оказывается никто иной, как тот самый Эдгар. И тут, казалось бы, ребят поженить - и замок делить не придётся, но кто же будет смотреть такую оперу, правда?

Поэтому дальнейшие события развиваются по классике: влюблённые дают друг другу клятвы, но обязуются хранить это в тайне (хотя от кого? Коварный брат и так уже в курсе), потом Эдгару приходится срочно уехать (политика, чтоб ее!), и за время его отсутствия Генри с духовником перехватывают все его письма и фабрикуют своё собственное, чтобы убедить бедняжку Лючию, что Эдгар увлёкся другой, а значит, можно выходить замуж в интересах братца... Как несложно догадаться, Эдгар, который никого не предавал и не разбивал никому сердце, возвращается - и непременно в разгар свадьбы. Видя, что его Лючия вышла замуж за другого, теперь уже он чувствует себя преданным вероломной красавицей, и жить дальше нет никакого смысла. А значит, можно свести счёты со старым врагом и либо пасть от руки Генри, либо самому отправить его на тот свет.

Вот так. Ох уж эти женщины. Стоит только на несколько дней оставить, да и то не по зову сердца, а исключительно из-за работы - а они уже за кого-то замуж вышли. Фото из программки. У нас в роли Эдгара был Сергей Скороходов.
Вот так. Ох уж эти женщины. Стоит только на несколько дней оставить, да и то не по зову сердца, а исключительно из-за работы - а они уже за кого-то замуж вышли. Фото из программки. У нас в роли Эдгара был Сергей Скороходов.

Далее мы предположили следующее: между Эдгаром и жестокосердным братом Генри должна состояться дуэль, на которой главный герой отправляет убийцу отца в преисподнюю, где ему самое место. Перед смертью Генри сообщает Эдгару, что Лючия его не предавала, а пала жертвой его козней, Эдгар мчится в замок со всех ног, но опаздывает: его возлюбленная уже совершила самоубийство от чувств, и ему не остается ничего, кроме как последовать её примеру. Соответственно, муж Лючии, который во всей этой истории вообще ни в чём не виноват, остаётся в живых, а главгад Генри повержен. Но не тут-то было, господа! Всё не так.

Лючия, тонкая, страстная натура с богатой фантазией, которой ещё в начале повествования мерещится кровавый призрак в фонтане, сходит с ума от горя и собственноручно убивает своего супруга, когда дело доходит до брачного ложа. Психика бедняжки не выдерживает содеянного, она бредит, зовет возлюбленного и вскоре умирает. Плач по ней застаёт Эдгар, ожидая своего врага Генри для дуэли. Когда он понимает, что его любимой больше нет, становится не до кровной вражды, и Эдгар закалывает себя кинжалом, чтобы как можно скорее воссоединиться с Лючией на небесах. Генри... остаётся в живых, с замком, без врага, способного оспорить его права, и без непослушной сестрицы, которую никак не выдать замуж и вообще от неё одни проблемы. Занавес.

В этом сюжете возмездие не находит злодея. Все хорошие умирают, все плохие остаются. Правда, даётся понять, что без покровительства Артура, несчастного мужа Лючии, Генри имеет все шансы угодить в тюрьму. Так что, возможно, и этот герой получит своё - вот только справедлива ли такая кара? Фото из программки. В нашем случае партию Генри исполнял Владислав Куприянов.
В этом сюжете возмездие не находит злодея. Все хорошие умирают, все плохие остаются. Правда, даётся понять, что без покровительства Артура, несчастного мужа Лючии, Генри имеет все шансы угодить в тюрьму. Так что, возможно, и этот герой получит своё - вот только справедлива ли такая кара? Фото из программки. В нашем случае партию Генри исполнял Владислав Куприянов.

Вот такой, вкратце, сюжет у «Лючии ди Ламмермур». Все страдали, все трагически умерли. Но опера - это не только либретто и, я бы даже сказала, либретто далеко не в первую очередь. В первую очередь, это музыка и голоса. Вокальные партии просто шикарны, особенно у Лючии. Я хочу отдельно отметить исполнительницу главной роли Айгуль Хисматуллину. Потрясающе звучное, сильное, но вместе с тем нежное сопрано, в некоторых ариях даже где-то на грани фантастики - кроме шуток, у меня ассоциации были с Плавалагуной, той самой космической дивой из фильма «Пятый элемент» (а её голос, как известно, был не на 100% человеческим). Плюс ко всему, Хисматуллина ещё и играла очень сильно - чего стоила сцена, где Лючия падает замертво. Так искусно, грациозно и убедительно - это нечасто для оперных певиц. Я из-за этого в юности не особенно любила оперу - пели-то красиво, а вот актёрской игры часто не было и в помине, а всё-таки этот вид искусства подразумевает совмещение музыкальных арий и театрального действа. Если актёрской игры нет, то не показывать ли это в формате концерта - честнее по отношению к зрителям. Здесь же такого ощущения не было - и Лючия, и Эдгар не только восхитительно спели свои партии, но и сыграли по-настоящему.

Та самая сцена сумасшествия Лючии после убийства мужа. Здесь она во всех видит Эдгара, а потом ещё и призрака убиенного ею Артура. Фото из программки. Айгуль Хисматуллина прекрасна!
Та самая сцена сумасшествия Лючии после убийства мужа. Здесь она во всех видит Эдгара, а потом ещё и призрака убиенного ею Артура. Фото из программки. Айгуль Хисматуллина прекрасна!

Тому, как Эдгар (Сергей Скороходов) пел, уже "заколовшись" ножом, истекая кровью и корчась в последних судорогах - от меня отдельный низкий поклон. Каждый, кто когда-либо брал уроки по вокалу, понимает сложность и опасность пения в такой позе, в такой траектории движения и с таким искажением диафрагмы. Признаюсь, мы выбирали оперу не по исполнителям главных ролей - всех этих имён я до недавнего времени не знала. Мы ориентировались на то, что музыкальный руководитель и дирижёр - Валерий Гергиев, а это знак качества. Но теперь могу смело сказать, что в «Лючии ди Ламмермур» молодцы все - от исполнителей главных ролей до художников по постановке, костюмам, свету и видео.

Декорации - блеск. Поначалу казались мрачноватыми, но вполне в соответствии с сюжетом. Особенно запомнилось визуальное решение в сцены грозы - это надо видеть. А вот по поводу субтитров внесу маленькую ложечку дёгтя: соответствия между русским и английским текстом не очень много. По личным наблюдениям, английский вариант ближе к итальянскому оригиналу (мы с подругой немного учили итальянский в своё время), а наш текст перенасыщен высокопарной отсебятиной, которая, честно говоря, местами выглядит комично и неуместно. Не впервые с этим сталкиваюсь: у нас даже в фильме по мюзиклу «Призрак оперы» при переводе пытались высокопарно рифмовать с искажением порядка слов и здравого смысла "под Шекспира" (что "в тему", в основном, только в случае самого Шекспира). Хочется верить, что со временем наши стандарты по текстам к операм и мюзиклам уйдут от этого (как ушли от непременной стилизации под старинный стиль в архитектурных решениях и от перегруза рюшечками в тех же оперных костюмах и декорациях).

Были и вне зависимости от высокопарщины косяки с разделением фраз при формировании бегущей строки. Так, например, когда Эдгар приходит прощаться к Лючии, он торжественно объявляет ей: «Мы расстаёмся, меня не будет здесь уже наутро, меня ждут друзья». Зал прыснул со смеху: прости, дорогая, я погнал тусить с друзьями, не до тебя малость, но ты держись тут. И только при следующем переключении титров становится ясно, что причина отъезда политическая и очень важная, а "друзья" = "соратники". Минутка спонтанного юмора в разгар бескомпромиссной драмы, где все умрут, конечно, пришлась кстати, но едва ли она задумывалась создателями :)

Выход на поклон после окончания оперы. Зал встречал артистов овациями и отпускать не хотел - оно и неудивительно! Нам очень понравилось. На моём фото не разглядеть лиц, но слева направо все основные герои «Лючии ди Ламмермур» и музыкальный руководитель Валерий Гергиев.
Выход на поклон после окончания оперы. Зал встречал артистов овациями и отпускать не хотел - оно и неудивительно! Нам очень понравилось. На моём фото не разглядеть лиц, но слева направо все основные герои «Лючии ди Ламмермур» и музыкальный руководитель Валерий Гергиев.

Подведу итоги. Опера очень хороша, заслуживает внимания и с музыкальной, и с сюжетной, и с визуально-эстетической точки зрения. Уверена, что «Лючия ди Ламмермур» произведёт впечатление, даже если вы не особенно разбираетесь в опере, не знакомы с другими произведениями Гаэтано Доницетти и вообще не относите себя к любителям данного вида искусства. Во всяком случае, я именно из такой категории зрителей - и мне очень понравилось. Поймала себя на желании узнать побольше об Айгуль Хисматуллиной (Лючия) и по возможности посетить другие оперы или концерты с её участием, а также на желании прочесть роман-первоисточник Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста» (может, хоть оттуда станет ясно, причем здесь Ламмермур - в либретто сплошные Эштоны да Рейвенсвуды).

Закончу пост традиционными фотографиями в тех самых интерьерах Мариинки-2, которые уже давно всем привычны, но по-прежнему вызывают желание запечатлеть их на память (и себя в них, конечно).

Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊

#театр #опера #валерийгергиев #мариинскийтеатр #мариинка #классическаямузыка #итальянцы #культураиискусство #чтопосмотреть #кудасходить