Анимация - это синоним мультипликации. Свое происхождение слово берет из латинского "анима" - душа, оживление.
И, действительно, оживить изображение люди пытались очень давно. Наверное, с тех пор, как научились рисовать первые рисунки.
На некоторых наскальных изображениях первобытных людей у бегущих фигурок оленей и быков нарисовано не четыре, а шесть или даже восемь ног.
И это точно происходило не потому, что древний художник не знал, как правильно выглядит животное: на соседних картинках у мирно пасущихся оленей положенное им количество конечностей)
А потому, что таким нехитрым способом он пытался передать быстрое движение ног – ведь при беге конечности мелькают очень быстро.
По тому же принципу танцующие вокруг туши пойманного быка охотники изображены с 6 руками и 4 ногами.
Конечно, такой прием не остался в далеком прошлом. Он использовался и позже – например, на рисунках древнего Китая ласточки изображены с шестью крыльями, чтобы подчеркнуть стремительность их полета. В современном рисунке такой прием активно используется в аниме.
На древнеегипетских и древнегреческих вазах видно, что изображения тоже старались передавать в динамике. Иногда по всей окружности вазы были нарисованы почти одинаковые фигуры, которые лишь немного отличались друг от друга движением рук, наклоном головы и т.п. Возможно, раскручивая вазу, зрители получали изображение движущегося человека.
По некоторым литературным свидетельствам, этот прием использовался в Египте и в более масштабных размерах. В галерее, ведущей к алтарю, между колоннами художники располагали ряд рисунков бога Ра, слегка отличающихся друг от друга движениями. В результате фараон, в быстром темпе продвигающийся верхом к алтарю, мог наблюдать смену "кадров" и увидеть своеобразный мультфильм о том, как его приветствует бог солнца.
Таким образом, попытки создать движущееся изображение появились очень давно, задолго до появления кинематографа.
Особую популярность эти попытки получили в начале 19 века. Тогда появилось сразу две забавы, которыми увлекались не только дети.
Во-первых, «волшебные блокноты», то есть блокноты, в уголках которых находились лишь немного изменяющиеся рисунки. При перелистывании изображение «оживало».
Во-вторых, тауматроп. Он представляет собой кружок, на обеих сторонах которого нанесены изображения. Если вращать этот кружок достаточно быстро, то возникает иллюзия слияния двух картинок. Например, птичка оказывается внутри клетки, всадник – верхом на лошади, а охотничья собака ловит зайца. Казалось бы, незатейливая забава. Но именно тауматроп, по признанию изобретателей, стал фундаментом для изучения особенностей человеческого зрения, специфики смены кадров.
Быстро мелькающие картинки воспринимаются человеческим глазом не как отдельные изображения, а как слитная картинка или как непрерывное движение. Ученые установили, что глаз сохраняет зрительные впечатления примерно в течение 0,1 секунды.
И именно эту особенность использовал Жозеф Плато, который в 1832 году создал прибор под названием «финакистископ», что в переводе означает «обманщик зрения» (также его называют «стробоскоп»). Он представлял собой диск, который крутился на ручке. По его краям были нарисованы персонажи с незначительными отличиями в фигуре. Зритель заглядывал в специальное отверстие и при вращении диска наблюдал, как фигуры оживают, выполняя повторяющиеся действия, например, дама кружилась в танце с кавалером