Найти тему

К слову про историю мультфильмов

Анимация - это синоним мультипликации. Свое происхождение слово берет из латинского "анима" - душа, оживление.
И, действительно, оживить изображение люди пытались очень давно. Наверное, с тех пор, как научились рисовать первые рисунки.

На некоторых наскальных изображениях первобытных людей у бегущих фигурок оленей и быков нарисовано не четыре, а шесть или даже восемь ног.
И это точно происходило не потому, что древний художник не знал, как правильно выглядит животное: на соседних картинках у мирно пасущихся оленей положенное им количество конечностей)
А потому, что таким нехитрым способом он пытался передать быстрое движение ног – ведь при беге конечности мелькают очень быстро.
По тому же принципу танцующие вокруг туши пойманного быка охотники изображены с 6 руками и 4 ногами.

Конечно, такой прием не остался в далеком прошлом. Он использовался и позже – например, на рисунках древнего Китая ласточки изображены с шестью крыльями, чтобы подчеркнуть стремительность их полета. В современном рисунке такой прием активно используется в аниме.

На древнеегипетских и древнегреческих вазах видно, что изображения тоже старались передавать в динамике. Иногда по всей окружности вазы были нарисованы почти одинаковые фигуры, которые лишь немного отличались друг от друга движением рук, наклоном головы и т.п. Возможно, раскручивая вазу, зрители получали изображение движущегося человека.

-2

По некоторым литературным свидетельствам, этот прием использовался в Египте и в более масштабных размерах. В галерее, ведущей к алтарю, между колоннами художники располагали ряд рисунков бога Ра, слегка отличающихся друг от друга движениями. В результате фараон, в быстром темпе продвигающийся верхом к алтарю, мог наблюдать смену "кадров" и увидеть своеобразный мультфильм о том, как его приветствует бог солнца.

Таким образом, попытки создать движущееся изображение появились очень давно, задолго до появления кинематографа.

Особую популярность эти попытки получили в начале 19 века. Тогда появилось сразу две забавы, которыми увлекались не только дети.

Во-первых, «волшебные блокноты», то есть блокноты, в уголках которых находились лишь немного изменяющиеся рисунки. При перелистывании изображение «оживало».

-3

Во-вторых, тауматроп. Он представляет собой кружок, на обеих сторонах которого нанесены изображения. Если вращать этот кружок достаточно быстро, то возникает иллюзия слияния двух картинок. Например, птичка оказывается внутри клетки, всадник – верхом на лошади, а охотничья собака ловит зайца. Казалось бы, незатейливая забава. Но именно тауматроп, по признанию изобретателей, стал фундаментом для изучения особенностей человеческого зрения, специфики смены кадров.

-4

Быстро мелькающие картинки воспринимаются человеческим глазом не как отдельные изображения, а как слитная картинка или как непрерывное движение. Ученые установили, что глаз сохраняет зрительные впечатления примерно в течение 0,1 секунды.

И именно эту особенность использовал Жозеф Плато, который в 1832 году создал прибор под названием «финакистископ», что в переводе означает «обманщик зрения» (также его называют «стробоскоп»). Он представлял собой диск, который крутился на ручке. По его краям были нарисованы персонажи с незначительными отличиями в фигуре. Зритель заглядывал в специальное отверстие и при вращении диска наблюдал, как фигуры оживают, выполняя повторяющиеся действия, например, дама кружилась в танце с кавалером