Найти тему

Как работает телемедицина: помощь врача дистанционно

Оглавление

Телемедицина удобна для тех, кто заболел и не может приехать на прием. Чаще такие консультации используют, если требуется не срочная медпомощь, а получение рекомендаций от лечащего врача. Реально воспользоваться возможностями удаленной медицины, если лечебное учреждение расположено далеко либо вы находитесь в отпуске и не доверяете местным медикам. Помимо этого, телемедицина позволяет побеседовать с различными узкими специалистами, не ожидая в огромных очередях. Консультационное качество также повышается. Доктор может онлайн быстро перепроверить свои предположения с наиболее свежими медицинскими данными либо обратиться за советом к врачам не только своего медучреждения, но и других медицинских центров независимо от расстояния. Выясним, как стать постоянным пациентом дистанционного доктора.

Как телемедицинские услуги развивались в РФ

Первый российский закон о телемедицине вышел в 2018 году. Но, несмотря на это, как и во всем мире, в «доковидные» времена сервисы для проведения медконсультаций на расстоянии развивались медленно. До 2020 года почти все клиники проводили их в формате «врач — врач». Лишь в нескольких частных медучреждениях была возможность проконсультироваться по схеме «врач — пациент», но подобных предложений было мало.

Когда началась пандемия COVID-19, для уменьшения нагрузки госклиники и частные медицинские учреждения в РФ начали быстро создавать сервисы телемедицины, позволяющие проводить консультации пациентов дистанционно. Сейчас таких предложений очень много.

Какие специалисты вправе проводить телеконсультации

Чтобы консультировать пациентов дистанционно, медику не требуется особая лицензия — хватает обычной, дающей право заниматься медицинской деятельностью. Очень востребована удаленная диагностическая помощь педиатров и узких специалистов, работающих с детьми. Ведь если угрозы жизни малышу нет, гораздо проще пообщаться с медиком дистанционно.

Помимо детских врачей, спросом пользуются консультации:

  • инфекционистов;
  • аллергологов;
  • гинекологов;
  • пульмонологов;
  • эндокринологов;
  • дерматологов;
  • кардиологов;
  • реабилитологов;
  • урологов;
  • ортопедов;
  • нефрологов;
  • хирургов.

У каждого медика есть все сведения о здоровье обратившегося (их отображает электронная история болезни). Врач выслушает, на что жалуется пациент, проведет осмотр, направит на лабораторные исследования, выпишет рецепт в цифровом формате. После он будет держать связь с пациентом, чтобы знать, как идет лечебный процесс и каковы его результаты.

Однако телемедицина — это не только проведение онлайн-консультаций. Если доктор заподозрит серьезное заболевание или опасное состояние, он станет рекомендовать вызвать «неотложку» либо посетить врача лично. Это позволит вовремя начать лечение и не упустить время.

Как проводят удаленный прием

В соответствии с законодательством РФ, обращаться за удаленной консультацией рекомендовано через личный кабинет на официальном веб-ресурсе лечебного учреждения либо с помощью медицинских приложений. Такие средства связи отличаются от стандартных социальных сетей и мессенджеров. Они взаимодействуют с Единой государственной информационной системой в области здравоохранения (ЕГИСЗ), содержащей сведения из всех госклиник и частных медучреждений.

Использование ЕГИСЗ позволяет сохранять запись онлайн-приема с врачебными рекомендациями, электронные рецепты в цифровой медкарте. В ней отображаются вся информация с предшествующих врачебных осмотров, результаты лабораторных исследований, аппаратных обследований, прививочная карта и прочие сведения о пациенте.

При использовании личного кабинета и специальных мобильных приложений все данные передаются по закрытым каналам. И медику, и пациенту требуется аутентифицировать себя, то есть предъявить доказательства, что на связь вышли именно они, а не другие люди. Все сообщения, обмен которыми происходит по защищенному каналу, подлежат шифрованию. Благодаря этому обеспечивается приватность — у мошенников не получится вступить в беседу в чате или добраться до личных данных пациента.

Телефонное общение с доктором, обмен СМС или беседы через «Скайп», «Зум», «Телеграм» и другие средства связи законодательно не запрещены. Однако записи таких онлайн-приемов не сохранятся в цифровой медкарте. Если доктор назначит неверный лечебный маршрут, ошибется в диагнозе, его потом будет трудно привлечь к ответственности. После консультации невозможна выписка электронного рецепта. В обыкновенных программах и мессенджерах общение ведется через открытые каналы связи без шифрования — они доступнее для мошенников.

Куда обращаться за дистанционной медпомощью

Оформить полис добровольного медицинского страхования по программе телемедицины можно, не выходя из дома. Вы будете пользоваться возможностями онлайн-приемов в лучших частных клиниках и регулярных лабораторных обследований по сравнительно низкой цене.

Медицинские консультации бывают двух видов: первичные, когда человек впервые обращается к доктору, и повторные — когда пациент уже встречался с этим врачом лично. Первый вариант удаленного приема имеет свои особенности: к примеру, в ходе видеоконсультации возможно получить врачебный совет, но нельзя установить точный диагноз, оформить больничный лист и определить правильный лечебный маршрут.

Если же человек уже приходил на личный прием, доктор установил диагноз и определил лечение, последующее наблюдение возможно проводить дистанционно с использованием телемедицинских технологий. На вторичном дистанционном приеме врач имеет право на сбор и анализ сведений о самочувствии пациента, выписку цифровых рецептов, а если потребуется — на коррекцию лечебного процесса. Если пациент был на больничном, врач вправе закрыть либо продлить листок нетрудоспособности. Таким же образом пациент может получить следующий рецепт на постоянно принимаемый медикамент. А онкобольной, находящийся на паллиативном лечении дома, — скорректировать дозировку обезболивающих.