Что такое цвет? Нам кажется, что мы все знаем о величии золотого, чистоте белого, агрессивности красного, царственности пурпура. На самом деле эти эпитеты цвета просто эпитеты (как у дедушки Фрейда - просто "бананы"). Потому что цвет - это свет. Источником света во Вселенной являются звезды. Или взорвавшиеся реакторы. Или лампочки. В любом случае источник света не создает его смыслы. Смыслы создает человек. И за всю свою историю человек придумал немало значений для цвета. Теперь, забыв причины возникновения, мы пользуемся этими значениями: покупаем красные платья, черные авто, красим стены и проч.
В культуре есть закрепившиеся шаблоны значений цвета, берущие свои истоки в древности. Важно понимать, что смыслы, однажды возникнув, менялись, исчезали, появлялись вновь в искаженном виде. Но они, все равно, узнаваемы. И, взглянув смыслам цвета "в лицо", мы лучше поймем себя, примем и свои изменения.
Историю цвета мы начали рассматривать тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий. Фиолетовый. Белый.
Сегодня история о белом в Древнем Египте
В египетской культуре белый (хеджет и шесеп) считали самым светлым из всех, светоносным, не обозначающим свет, а являющимся им. Его понимали как Абсолют и относили к богам и их наместникам – фараонам. На ранних этапах истории корона правителя Верхнего Египта была белого цвета.
В эпоху расцвета цивилизации Египта белый стал символом Ра - верховного бога, ослепляющего всех своей мощью, как солнце в зените.
Жрецы, служащие Ра, устраивая ритуалы и мистерии в его честь, – носили белое. Их одежды указывали на обрядовую чистоту и поднимали их силу к силе бога.
Да, главный бог, в первую очередь ассоциировался с солнечными цветами – желтым и золотым. Но светило распространяло белый свет, отгоняя мрак и защищая от беды любимых египтян. Потому атрибутика Ра не исчерпывалась желтым, а включала в себя белый как силу добра и благодати.
Продолжение силы Ра видели в белом свете ночного светила - Луне, а также в облаках, бурных потоках воды, серебре, лне, молоке, муке и соли.
Белый лотос, распускающийся с восходом и закрывающийся с закатом, считался священным цветком солнечного бога. С его цветением соотносили цикличность жизни и времени: его корни, цветы и семена – прошлое, настоящее и будущее мира.
На множественных фресках храмов и пирамид, иллюстрирующих загробную жизнь, умерших изображали в белых одеждах на суде Осириса. А награду - воскрешение - обозначали белым лотосом в руках умершего, достойного ее.
Основой для белой краски египтянам служили мел и гипс. Фрески писали на белом фоне – прародителе всех цветов.
Из белого алебастра делали мелкую скульптуру – разнообразные фигурки, чаши, сосуды, использующиеся в священнодействиях,
и даже массивные бальзамировочные столы, на которых в Мемфисе мумифицировали священных быков Аписа.
Кстати говоря, сам Мемфис называли «белые стены».
С ходом времени цвет солнечных лучей, лотосов и серебра («белого металла») соотнесли с мемфисским богом Нефертумом
и другими богами "поменьше": Хедж ур – «Великим белым» павианом, символизирующим предков властителя во время церемонии Сед,
белой коровой Хатхор,
священным белым гиппопотамом - богиней Таурт
и белыми ибисами.
В следующей истории об арабском белом.