В этой статье я познакомлю вас с алгоритмом создания текста, основными правилами написания статьи. Которых я придерживаюсь, когда кто-то из учащихся проявляет желание участвовать в научной работе.
Вместо заключения вы получите чек-лист, который облегчит работу вам и вашим юным исследователям.
Начинаем
Собравшись с мыслями и создав файл в Word, Google Docs или другом текстовом редакторе, автор зачастую впадает в ступор: он не знает, о чем писать, с чего начать, какой должна быть структура и подача материала. Поможет в решении этой проблемы — знакомство с положением конкурса\нпк и т.п.
Если в нём содержатся критерии оценивания — выпишите их, периодически анализируйте работу согласно этим критериям.
Выпишите или отметьте в самом тексте основные тезисы.
Выставьте указанные настройки для шрифта, полей и т.д.
Определите структуру текста: это будет просто статья; это будет текст с разделами, параграфами и подпунктами?
Шаг 1: выбор темы материала и ее анализ
Первый этап — поиск идеи для будущей статьи. Самое первое и самое главное — определить интересную для самого участника тему. Она должна вдохновлять на поиски информации, чтение дополнительной литературы.
Если оригинальная идея никак не приходит в голову, вдохновиться можно, просматривая телепередачи, посты в соцсетях, статьи различных сайтов и блогов.
Например:
Сайт «Обученок»
После того как тема найдена, необходимо задать ей правильные вопросы — так будет определена цель. Например: «Что я хочу узнать?», «Чем я хочу поделиться?», «Чем это полезно?» и т.д.
Ответы на вопрос: «Как добиться цели?» , «Какие шаги я должен сделать?»— станут задачами.
Шаг 2: сбор информации
Главное — использовать достоверные источники.
Это могут быть официальные документы или тематические интернет-ресурсы. Брать нужно только такую информацию, которая преподнесена объективно, безоценочно, желательно с подтвержденными фактами.
Где искать научные статьи:
Не стоит ограничиваться только этим списком.
*Все указанные в списке литературы источники в какой-то момент должны появиться в вашем тексте — в форме мысли или прямой цитаты. Соответственно не забывайте про сноски.
Корректно оформить список литературы и сноски поможет сервис "Список литературы"
Шаг 3: создаем заголовок
Написание заголовка — важнейший этап, поскольку именно через название статьи происходит знакомство жюри с работой.
Чтобы составить хороший заголовок, достаточно придерживаться двух правил:
- название должно отражать содержание работы
- заголовок должен быть ёмким, но вызывающим желание узнать подробности работы
Интригуют заголовки содержащие вопрос.
Например, «Что общего у рыцаря и самурая?».
Неудачная альтернатива такому названию — «Общие и частные моменты рыцарского и самурайского кодекса».
Чем больше таких элементов удастся «уложить» в заголовок, тем более привлекательным он покажется.
Но самое главное: название работы должно совпадать с её содержанием.
Например если вы заявили тему «История создания велосипеда», то в вашей работе должна прослеживаться вся история создания велосипеда, а не какой-то отдельный исторический промежуток.
*Точка в заголовке никогда не ставится.
Шаг 4: структура и план статьи
К этому моменту вы уже многое сделали: определили цель написания статьи, собрали необходимый для нее материал, придумали информативный и интригующий заголовок. Теперь пришло время составлять каркас текста.
Важнейший принцип при разработке структуры статьи — связность и последовательность повествования, которое должно быть подчинено идее материала, полно и логично раскрывать ее.
*Этот момент заложен в критерии оценивания работы.
Лучше составлять план на бумаге.
Логично использовать в качестве плана поставленные задачи.
Шаг 5: составление аннотации
Цель аннотации заключается:
- в привлечении внимания к содержанию работы;
- плавном погружении в проблему материала;
- предложении разобраться в логике повествования.
Например, работа: «Личностью рождаются или становятся?»
Аннотация может быть такой:
В литературных произведениях и просто в цитатах великих людей, можно уловить посыл о том, что личностью нужно стать. Нужно «дорасти» до этого права. С помощью науки и её методов мы разберёмся в этом вопросе.
Пробуйте написать несколько вариантов и выбрать тот, который оптимально отражает тему и соответствует стилистике материала.
Шаг 6: основная часть статьи
Написав введение, где отражена проблематика текста, цель (достижимая и проверяемая), задачи. Переходим к непосредственному решению поставленных задач.
Ряд моментов, на которые стоит обратить внимание:
- Текст необходимо разбивать — сплошные куски текста без разбивки на абзацы тяжело воспринимаются.
- Избавляйтесь от «воды». Сайт «Главред» — позволяет чистить текст от лишнего, заодно показывает ошибки.
- Используйте графики, изображения, таблицы -любой визуал, который позволяет раскрыть тему. Не используйте все вышеперечисленное, если оно никак не связано с текстом, с работой. В том числе не помещайте это в приложение.
- В одном абзаце должна содержаться одна мысль. Не нужно стараться в 3-5 предложениях охватить необъятное. Это сделает повествование нелогичным, сложным для восприятия.
Шаг 7: пишем заключение
В этой части исследователь должен вспомнить цель и понять достиг ли он её. Понять это можно сделав выводы по каждой задаче. Если во введении была озвучена гипотеза — её необходимо подтвердить или резюмировать, что она не подтвердилась.
В заключении стоит отметить, имеет ли полученная им информация практическую пользу.
После написания заключения работа над материалом не заканчивается. Есть еще один важный этап.
Шаг 8: вычитка и редактирование статьи
Нередко редактирование — более сложный этап работы над статьей, чем ее написание. На этом этапе предстоит найти и исправить все ошибки, избавиться от воды, дописать недостающую информацию.
Особое внимание обратите на следующие моменты.
Ошибки. Какими бы грамотными вы ни были, всегда сверяйтесь со справочниками по русскому языку и словарями при проверке работ. Можно воспользоваться ресурсом Грамота.ру.
Удалите лишнее. Вычитывая, продумайте, можно ли сократить то или иное предложение (абзац) без ущерба для его смысла.
*Напоминаю про сервис «Главред»
Внешний вид. Оцените композицию. Соответствует ли оформление требованиям. Расположение визуала, таблиц.
Если есть время, стоит отложить завершенную работу на несколько дней, а затем снова произвести вычитку. Если такой возможности нет — попросить прочитать текст человека, который не был знаком с работой. Свежий взгляд поможет увидеть допущенный ошибки.
Все основные тезисы статьи я оформила в чек-лист ниже.
Творческих и научных успехов!