Найти тему
Фарма FM

«Таблетки йода не помогут»: разговор с врачом о радиации

Оглавление

Недавно стало известно, что правительство США потратило $290 миллионов на срочную закупку препарата «Nplate», который используют для лечения лучевой болезни. А Украина ранее получила от Евросоюза 5 миллионов таблеток йода. Мы в Фарма FM решили узнать, насколько эффективны эти меры. Поиски эксперта оказались отчаянными: от комментариев отказались несколько человек. Но нам все-таки удалось взять анонимное интервью у врача-радиолога из МРНЦ им. А.Ф. Цыба, одного из крупнейших НИИ по изучению ядерной медицины. Поговорили и о действиях в случаях ЧП, и о том, как защититься от бытовой радиации.

В каких случаях может развиться лучевая болезнь?

В случае применения тактического ядерного оружия лучевая болезнь у тех, кто оказался рядом с зоной поражения, очень маловероятна. Фактически это обычная ракета, но с ядерным зарядом внутри. Период полураспада у изотопов, которые она несет, короткий. Чисто теоретически в небольшом радиусе, 10–15 км, облучение может быть значимым для организма, но имеющиеся полигонные испытания этого не подтвердили.

В случае взрыва АЭС картина, конечно, будет другой, влияние на человеческий организм более значимое. Все зависит от того, какая АЭС взрывается, сколько и каких радиоактивных элементов в ней находится. Это, к сожалению, можно узнать уже только постфактум. Предсказать радиус тоже нельзя: если мы вспомним историю, после взрыва в Чернобыле пострадали люди в Брянской, Калужской и Смоленской областях. Роза ветров принесла в эти регионы радиоактивные элементы, они попали в воду и почву. Если взорвется Запорожская АЭС, последствия ощутят жители России и Европы.

-2

Как в случае ЧП повышенный уровень радиации влияет на человеческий организм?

Главные органы-мишени — щитовидная железа, чувствительная к йодосодержащим изотопам (именно они преимущественно были выброшены в атмосферу в Чернобыле), и костный мозг. Могут быть ожоги, нарушаться функции других органов. Но больше всего страдают именно щитовидная железа и костный мозг.

Как их защитить?

Костный мозг нужно стимулировать специальными препаратами — факторами роста лейкоцитов. Они есть в арсенале у врачей-онкологов. Массовая закупка в США NPlate, ромиплостима, кажется мне больше маркетинговым ходом. Этот препарат действительно регулирует образование тромбоцитов, но для лечения лучевой болезни нужны в первую очередь лекарства, влияющие на лейкоциты. Лейкоциты более чувствительны к воздействию химиопрепаратов , общим облучениям.

А что насчет йодида калия?

Этот препарат не дает радиоактивному йоду связываться и проникать в клетки щитовидной железы. Но массовая истерика со скупкой йодида калия не имеет никакого смысла. Во-первых, неизвестно, какие именно изотопы попадут в атмосферу, возможно, это будут не соединения йода. Во-вторых, вы не сможете сами себе назначить правильную дозу. В случае катастрофы этим будут заниматься специально обученные врачи — объяснять населению, сколько и когда йода принимать. И раздавать таблетки тоже будут официальные представители медицины, как это и было во время Чернобыльской аварии.

-3

Напоминаю, что йодид калия — не волшебная таблетка от последствий радиации. Технически он защищает только щитовидную железу, и только в случае выброса йодосодержащих изотопов.

Как тогда лечат лучевую болезнь?

Во всем мире — симптоматически. Ожоги лечат как ожоги, травмы — как травмы. Это золотой стандарт. Никаких препаратов с хорошей доказательной базой, ускоряющих выведение из организма радиоактивных веществ, нет.

Несомненно, у радиации есть отсроченные эффекты для человеческого организма, предсказать которые мы не можем, но которые потом приходится лечить. По опыту Чернобыля мы знаем, что один из них — риск развития рака щитовидной железы.

-4

Какие рекомендации при ядерной угрозе действительно имеют смысл?

Классические официальные рекомендации: немедленно снять одежду, принять душ — ведь изотопы остаются на тканях. Но главное — это расстояние. Нужно как можно скорее и как можно дальше уехать от источника излучения. Чем дольше вы находитесь в зоне поражения, тем больше рисков для здоровья и неприятных последствий.

Сейчас много говорят о бытовой радиации — например, что в самолете человек получает значимую дозу облучения, и поэтому много летать вредно. Так ли это?

Действительно, в слоях, близких к стратосфере, присутствует космическая радиация, и стены самолета защищают от нее только частично. Но все равно доза облучения, которую получает пассажир, ничтожно мала, и никакого вреда не приносит. Нет ни одного исследования, доказывающего, что пилоты страдают от последствий радиации, а ведь они летают постоянно.

А как быть с лучевой диагностикой? Во время пандемии многие делали больше КТ, МРТ и рентгенографии, чем за всю предыдущую жизнь.

Риски небольшие, а доза облучения, опять-таки, незначительная. Есть онкологические пациенты, которым лучевую диагностику выполняют буквально через день, и их здоровье от этого никак не страдает. Кроме того, медицина не стоит на месте, сейчас широко используются низкодозовые протоколы.

-5

Другое дело — лучевая терапия, когда мы целенаправленно облучаем, например, опухоль. Несомненно, здоровые ткани и органы, попадая в зону облучения, изменяются. Например, при облучении опухолей малого таза у женщин яичники специально выводят под купол диафрагмы, чтобы уберечь их от радиационного воздействия. Потому что одного сеанса достаточно, чтобы яичники потеряли свою главную функцию. Наш НИИ много занимается разработками радиопротекторов — веществ, которые защищали бы здоровые ткани во время лучевой терапии, но дальше исследований и научных статей дело пока не продвинулось.

Кто находится в группе риска по получению радиации?

Конечно, это прежде всего люди, работающие в атомной промышленности. Они больше прочих подвержены радиационной онкологии. Но за уровнем радиации в их организме строго следят при помощи специальных дозиметров. Врачей — лучевых терапевтов это практически не касается. Современные ускорители фонового излучения работают, только пока работает аппарат, нет никакого «постоянного радиационного фона».

Еще раз: в обычной жизни обычный человек никак не может столкнуться с действительно опасной дозой радиации. А вот в случае ЧП, конечно, история другая.

Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропускать эксклюзивные новости и колонки Фарма FM.