Сюжет картины-победительницы третьего Чемпионата канала «Живопись» весьма типичен для своей эпохи. Ибо к середине XIX столетия в моду вошла остросоциальная тематика. И недостатка в литературных, театральных и иных произведениях, обращающихся к вопросам неравного брака, брака по расчёту и прочих мезальянсов — не наблюдалось.
Полотно Николая Васильевича Неврева «Воспитанница» — это явная, прямая и даже одноимённая отсылка к пьесе Островского. Из чего сам художник не делал секрета.
Однако, простого следования чужой идее маэстро Невреву было мало. Сюжет его картины раскрывает известную историю и персонажей под оригинальным углом. Рука потупившей взор героини, недвусмысленно лежащая на животе; нервный жест кавалера, также прячущего взгляд от иных присутствующих; спиносогбенная угодливость особы духовного сана, готового всячески поддержать инициативу барыни, давно решившей судьбу своей воспитанницы. Николай Васильевич создал замечательную «многослойную» композицию, буквально звенящую от резонанса, вызванного столкновением интересов, чувств и настроений героев. Здесь всякий принуждён сам (либо понуждает прочих) носить личину и играть роль, нимало не согласующуюся с истинным умонастроением. Живописец выносит вердикт эпохе, и этот приговор не нуждается ни в едином слове. Хватает мимики, пластики и антуража.
Кстати, об антураже: действие данной жанровой сцены разворачивается в комнате, чей интерьер «списан» с гостиной дома купца Павла Третьякова, доброго друга живописца. Обратите внимание на пейзажи, украшающие дальнюю стену помещения. В них легко угадываются миниатюрные копии работ Сильвестра Щедрина. Впрочем, никакой связи между реальной судьбой домочадцев великого русского коллекционера и сюжетом данного полотна нет. И не верьте тем, кто будет вспоминать историю о влюблённости художника Неврева в Софью Михайловну Третьякову. То есть горячее чувство мастера к сестре своего друга имело место быть, равно как и переживания по поводу её брака с Александром Каминским. Но никакой взаимосвязи с сюжетом «Воспитанницы» тут нет.
В судьбе картины имеется ещё одно интересное обстоятельство. После ухода из жизни Павла Михайловича именно Николаю Невреву решено было доверить руководство собранием Третьякова. Но скромный и мягкий характером мастер отказался от этой чести и миссии, сославшись на преклонные лета. Так что уникальной ситуации, когда в знаковой столичной галерее красовалось бы полотно её же директора, — не состоялось. А жаль. Занятно узнать, стал бы герой нашей статьи экспонировать собственные работы в престижнейшем собрании Москвы? Или же скромно спрятал бы их в «запасник», подальше от обвинений в тщеславии? И стал бы он допускать проект господина Каминского по расширению пространства Третьяковки до претворения в жизнь, как это и произошло в реальности, или же нашёл бы повод отклонить его архитектурный замысел?
Впрочем, это лишь наши умозрительные теории из серии: «а - что - если». Талант героя нашей статьи, имевшего близкое знакомство с Василием Дмитриевичем Поленовым и Василием Ивановичем Суриковым, участвующего в судьбе Владимира Алексеевича Гиляровского и Ивана Егоровича Забелина, оставившего по себе исключительно светлую память и большое творческое наследие, — интересны и без наших гипотетических рассуждений. Вы, дорогие читатели, выбрали замечательного победителя Третьего чемпионата канала «Живопись». За что мы Вам искренне благодарны.
#культурология #культура #изобразительное искусство #искусство #живопись #музеи