Найти в Дзене
Наука и фантастика

Жизнь на Луне: Гершель и прочие

Этот канал посвящен моей космоопере "Хранительница", которая выкладывается на Литрес. Раскрываю секреты творческой лаборатории, знакомлю со своими мирами и героями, объясняю подробности.

Сцена из оперы Йозефа Гайдна "Лунный мир". Москва, Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского, 2013. Фото моё.
Сцена из оперы Йозефа Гайдна "Лунный мир". Москва, Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского, 2013. Фото моё.

В "Хранительнице" большую роль играет музыка, хотя поначалу я вовсе не собиралась делать кого-то из главных героев музыкантом.

Некоторые мои коллеги, узнав, что я пишу фантастику про космос, сильно удивляются: с чего бы музыковеду вообще этим интересоваться?

На самом деле музыка и космос оказались тесно связанными еще в учении Пифагора, затем эту традицию развивали другие мыслители (Боэций), потом присоединились профессиональные астрономы и ученые-полигисторы (Кеплер, Мерсенн, Кирхер). И, в конце концов, музыканты тоже внесли свой вклад в освоение космоса, как в прямом, так и в переносном (творческом) смысле.

Думаю, я тут неоднократно еще буду обо всем этом писать, ибо тема мне очень близка.

Ярчайшая фигура, которая одновременно принадлежит как истории музыки, так и истории астрономии - Уильям Гершель (1738-1822), по рождению немец из Ганновера, натурализовавшийся как англичанин и совершивший много разных астрономических открытий.

Реплика телескопа, сконструированного Гершелем, при помощи которого он открыл планету Уран. Фото из английской Википедии.
Реплика телескопа, сконструированного Гершелем, при помощи которого он открыл планету Уран. Фото из английской Википедии.

Очень рекомендую чрезвычайно увлекательный и познавательный рассказ о необычайном музыкально-астрономическом семействе Гершелей, размещенный в сети автором просветительских фильмов - DS Astro (Дмитрием Селезнёвым): "Не связывайтесь с Гершелями". То, что Уильям "заразил" астрономией своих братьев, не так удивительно (в 18 веке идея "семейного дела" была популярна), как то, что он сделал видным астрономом свою сестру Каролину, так и не вышедшую замуж, зато пооткрывавшую огромное количество комет.

Уильям и Каролина Гершель. Картинка 1896 года (конечно, не с натуры рисованная). Уильям занят шлифовкой зеркала для очередного телескопа, Каролина его поит с ложечки, ибо прерывать процесс нельзя.
Уильям и Каролина Гершель. Картинка 1896 года (конечно, не с натуры рисованная). Уильям занят шлифовкой зеркала для очередного телескопа, Каролина его поит с ложечки, ибо прерывать процесс нельзя.

При этом Гершель был весьма плодовитым и одаренным композитором, хотя музыку в итоге бросил ради астрономии. О качестве его сочинений можно судить по ряду современных записей. Очень хороша, например, Симфония до минор, в которой слышится нечто моцартовское (не уверена, что Гершель, сочиняя ее, знал моцартовскую раннюю Симфонию соль минор, написанную в Зальцбурге в 1773 году).

А вот с Йозефом Гайдном (1732-1809) Гершель был лично знаком. Гайдн приезжал в Англию на гастроли в 1791-92 и в 1794-95 годах. Гайдн, несмотря на почтенный возраст, интересовался абсолютно всем, и не преминул лично посетить Гершеля, о чем аккуратно записал в своем лондонском дневнике (перевод Елены Матвеевой, по публикации в журнале "Научный вестник Московской консерватории"):

"15 июня [1792 года] я отправился из Виндзора /.../ к доктору Гершелю, где я видел большой телескоп. Он 40 футов в длину и 5 футов в сечении. Машина очень велика, но настолько искусно сделана, что один человек может привести ее в движение без малейшего усилия. Были еще два меньших [телескопа], один из которых — 22 фута в длину и увеличивает в 6000 раз. Король приказал сделать для него два [телескопа], каждый по 12 футов. За них он заплатил ему 1000 гиней. Др. Гершель в молодости был гобоистом на прусской службе в Семилетней войне, затем дезертировал со своим братом и прибыл в Англию, где многие годы добывал пропитание музыкой. Он стал органистом в Бате, но в то же самое время все больше занимался астрономией. /.../ Десять лет назад приехала его сестра, и она оказывает ему всевозможную помощь в его исследованиях. Иногда он просиживает в величайший холод по 5–6 часов под открытым небом".

40-футовый телескоп Гершеля, который видел Гайдн в 1792 году. Рисунок из английской Википедии (источник - статья самого Гершеля).
40-футовый телескоп Гершеля, который видел Гайдн в 1792 году. Рисунок из английской Википедии (источник - статья самого Гершеля).

Помимо сенсационных открытий мирового масштаба, Гершель публиковал иногда идеи, которые казались странным чудачеством даже его современникам. В частности, он был горячим приверженцем обитаемости планет Солнечной системы, в том числе Луны. За этим мнением тоже стояла длинная традиция, восходившая к самому Кеплеру, считавшему наблюдаемые на Луне неровности результатом разумной деятельности "селенитов". В 1686 появилась книга Бернара де Фонтенеля "Беседы о множественности миров", в которой описывались поселения селенитов, а в 1726 году некто В. Арнтцен защитил в Утрехте «Астрономико-физическую диссертацию об обитаемости Луны» (информация из статьи: Архипов А. По следам селенитов // «Техника — молодежи». — 1990. — № 7. — с.50-55).

Поэтому вряд ли стоит так уж потешаться над фантазиями Гершеля.

Между тем идея обитаемости Луны не только обсуждалась серьезными мужами, но и высмеивалась в искусстве, в том числе в музыке.

Если не знать точных дат, то можно подумать, что блистательное либретто Карло Гольдони "Лунный мир" (Il mondo della Luna) могло пародировать гершелевские гипотезы. Но нет, Гольдони написал его в 1750 году, когда Гершель вообще еще не занимался астрономией, а про мифических "селенитов" писали и говорили совсем другие люди.

На либретто Гольдони в 18 веке было написано восемь комических опер. Самая ранняя - Бальдассаре Галуппи (1750, Венеция), сама поздняя - Марка Антонио Португала (1791, на португальском языке, в Лиссабоне).

Среди этих восьми - опера Гайдна, поставленная в 1777 году в имении князя Николая Эстергази Великолепного в Венгрии (ныне Фёртед).

Сюжет - абсолютно реалистический, но несколько экстравагантный. Пожилой богач-скупец Буонафеде ("Легковер") увлекается астрономией. Две его дочери рвутся замуж, однако папаша не желает давать им приданое и находит женихов не достойными своих красавиц. Авантюрист Экклитико (имя тоже говорящее) придумывает план: он уверяет, что может организовать для Буонафеде полет на Луну, где существует прекрасный мир, населенный лунитами. На самом деле старика усыпляют и переносят в соседний сад, где перед ним разыгрывают сцены из лунной жизни и убеждают его в том, что на Луне земные деньги не значат ничего, поэтому он может спокойно позволить своим дочкам выйти замуж. В конце концов Буонафеде понимает, что его одурачили, но философски принимает свершившееся. Приключение того стоило!

Гайдн. "Лунный мир". Экклитико и Буонафеде. Постановка Камерного музыкального театра, 2013. Фото моё.
Гайдн. "Лунный мир". Экклитико и Буонафеде. Постановка Камерного музыкального театра, 2013. Фото моё.

Сцена "полета" на Луну засыпающего Буонафеде - одна из самых очаровательных в опере Гайдна.

Буонафеде: Иду, иду, лечу, лечу!..

Экклитико: Браво, браво! Я доволен!

Б: Вы где? Вы где?

Э.: Я тут, я тут!

Вдвоем: Прощай, мир! Прощай!

Клариче и Фламиния (дочери): Дорогой отец, что с вами? Что происходит?

Б.: Иду, иду, лечу, лечу!

Дочери: Куда, куда?

Б.: Туда, в другой мир, на Луну!

Дочерям кажется, что отец сошел с ума и умирает, но, обнаружив завещание, они быстро приходят в хорошее настроение.

Неизвестно, обсуждал ли Гайдн с Гершелем в 1792 году проблему обитаемости Луны. Но то, что он о ней знал и интересовался подобными материями - факт.

Поэтому музыковед нашего времени, который вдруг решил написать космооперу с участием инопланетян, естественно встраивается в эту линию. Ну, мне так кажется.

Читайте "Хранительницу" на Литрес, подписывайтесь на этот канал, комментируйте и оставляйте отзывы здесь и там!