Дороги между некоторыми загородными населенными пунктами можно назвать таковыми лишь условно: это некая насыпь, по которой давно проехал грейдер, а сейчас она представляет смесь стиральной доски и лунного ландшафта. Не говоря уж о том, что и в городах частенько встречаются участки с разбитым асфальтом. Как лучше ехать по такому покрытию: медленно или быстро?
Пролетая над пропастью
Мы согласны с этим наблюдением, но только вынуждены добавить, что такая подозрительно плавная езда на большой скорости по ямам оказывается возможна из-за того, что амортизаторы просто не успевают при наезде на яму разжаться под воздействием пружины. Такое происходит на скоростях от 80 километров в час и выше.
Колесо при наезде на яму в это мгновение как будто пролетает в воздухе, теряя контакт с поверхностью дороги, и в следующий миг оно встречается уже с ровным участком. Получается, что чем выше скорость, тем меньше такое движение по ямам напоминает езду, и все ближе оказывается к полету.
Большая скорость несет большие риски
Но такое успокоительно-ровное перемещение на машине по колдобинам оказывается возможным, если глубина ям небольшая, и они не имеют резких краев. Если же ямы глубокие и резко очерченные, то есть риск при быстрой езде наехать на ребро. Тогда амортизатор не будет способен так быстро сжаться, и колесо получит резкий удар, который далее передастся к амортизатору и на кузов в месте крепления. В такие моменты страдают ШРУСы, ступичные и опорные подшипники. Несколько таких ударов от наезда на края ям могут войти в резонанс, и тогда машину может раскачать на дороге в продольном направлении, после чего она начнет буквально брыкаться. Покрышка окажется не в состоянии не выдержать очередного удара и может погнуться обод колесного диска.
Все это чревато потерей контакта колес с дорогой, автомобиль может стать неуправляемым, и в итоге придется применять экстренное торможение. Бывали случаи, что машины заваливались набок и даже опрокидывались во время такой быстрой езды по ямам.
Если же при езде по такой дороге с ямами снизить скорость до 15–30 километров в час, то подвеска начнет тут же отрабатывать рельеф так, как это задумано автоинженерами, и машину начнет раскачивать в поперечном и диагональном направлениях. Это тоже некомфортно для водителя и пассажиров в салоне, но при этом неподрессоренная масса страдает меньше. Такая раскачка — это словно тест на живучесть для пружин и амортизаторов, сайлентблоков рычагов, рулевых тяг. Но при медленной езде подвеска продолжает работать, то есть автомобиль движется в одном из предусмотренных режимов движения, хотя это и считается эксплуатацией в тяжелых дорожных условиях.
Вывод
Когда машина лихо несется по грейдерной дороге на высокой скорости, то в этот момент подвеска находится как будто в замершем состоянии и фактически не работает, а это не является правильным режимом эксплуатации автомобиля.
Еще по теме:
Что произойдет, если не обращать внимания на стуки в подвеске?
Можно ли сделать так, чтобы подвеска автомобиля служила дольше?