Вы помните себя в восемь лет? Чем жили, интересовались, что любили? Я вот смутно. Что-то мелькает, но различить почти невозможно.
Вот на деревенском лугу бьюсь над таблицей умножения, которая мне, наизусть читавшей в полтора года «Айболита», никак не поддаётся.
Вот со слезами читаю положенные пять страниц в день (это позже чтение станет любимым занятием, но в первом классе заставляли).
Вот леплю из найденной в песочнице глины «филимонковские» игрушки,а потом мы с подружкой их расписываем и пытаемся продавать возле универмага (и продали! Бабушке, тете, маминым подругам, не успевшим пройти мимо и вынужденным поддержать молодые дарования).
В общем, ничего необычного.
Но важно ли, что я плохо помню свои занятия в восемь лет? Самое главное - со мной. Не картины прошлого, а те ощущения радости и полноты жизни, первых открытий, разочарований, уроков и достижений, первой крепкой дружбы - словом, того, что даёт человеку опору и поддержку во взрослой жизни.
Поэтому чтение этой книги стало для меня возвращением к себе маленькой. И какой приятной была эта встреча - не передать! Надеюсь, и вам понравится! Итак…
Илья Дворкин «Костёр в сосновом бору»
Прочитав название, ждала истории о приключениях и тайнах, пионерском лагере или экспедиции. Ничуть не бывало!
Это история о жизни одного второклассника - Дмитрия Огородникова - и его друзей. Правда, в конце он внезапно становится третьеклассником, но эту ошибку, думаю, автору можно простить.
Книга написана в конце 70-х годов, это последнее произведение Ильи Дворкина, в котором, по его признанию, много автобиографического. Повесть абсолютно советская в лучшем смысле этого слова. В ней торжествуют любовь и добро, хотя показаны и плохие поступки. Люди в ней честные и настоящие, хотя вредные тоже встречаются. Дети наивные и инициативные. И, конечно, книга воспитывает.
Мне как учителю интересны страницы, посвящённые разным школьным делам. Кое-какие идеи здорово было бы и сейчас применить в работе. Например, деление класса на звездочки. Шесть звёздочек по пять человек - это вам не толпа в тридцать сорванцов. Это микроколлективы, которые воспитывают себя сами.
А Митька ей:
— Так у нас же теперь звёздочки! Теперь ведь с нами в десять раз проще! Почти никаких мучений, почти одна радость!
— Почему это вдруг? — спрашивает мама.
— А потому, что мы сами теперь с собой за дисциплину боремся целыми днями.
— Ну и как? Получается? — спрашивает мама.
— Вообще-то… вообще-то, если правду сказать, пока не очень… Но, я думаю, получится когда-нибудь!
— Я вижу, как у тебя получается, сама вчера в дневнике подписывалась под красивыми словами: «Безобразно вёл себя на уроке. Ударил соседа по голове учебником «Родная речь».
— Так я ж потому и ударил, — кричит Митька, — что боремся за дисциплину! Мы боремся не покладая рук, а этот Филиппов болтает на уроке!
Но как скрепить разрозненных ребят в коллектив? Очень просто! Общее дело! Соревнование, где приз значим для всех! Поход в лес без родителей, но пойдут только пять звёздочек из шести. Последнее место остаётся. Сначала подумала, что это жестоко. А потом поняла: это, пожалуй, единственное, что замотивирует восьмилеток на целый учебный год. Никому не захочется остаться проигравшим. И начинается борьба! За успеваемость, и сын переводчика подтянет другу английский. За макулатуру, и звездочка «Светлячки» раскроет страшную аферу, где фигурируют кирпичи и намокшая бумага.
За добрые дела, которые, оказывается, не так-то легко придумать. Хочется чего-то героического, а в итоге решение помочь уборщице и самим убирать свой кабинет становится настоящим подвигом.
Ещё интереснее наблюдать, как пять ребят - Митька, Алешка, Мишка, Нина и Вика - становятся звездочкой. Вот на дне рождения Вики они отважно борются с лопнувшей трубой, затыкая течь подушкой и бросаясь на неё, как на амбразуру. Вот катаются на лыжах и ловят рыбу (впрочем, ловит только Вика, остальные завидуют). Вот в неравной схватке побеждают семиклассника, доказывая делом, что девиз «Один за всех, и все за одного!» не пустой звук.
Вот вместе идут на обман и преступление, а потом вместе несут наказание…
Знаете, читая, я раз пять прослезилась от умиления. Когда дети пожалели, Николеньку, соседского мальчишку, которого мать задавила заботой и опекой. Когда пожалели посетителя в цирке, ставшего посмешищем для всех. Когда давали клятву пионера. Я пошла в школу в 1992 году, и это был первый год без октябрят. Моя подружка на год старше, она успела побыть октябрёнком. Я не давала клятв, не носила ни значок, ни галстук. Но мне понятно то чувство тихой радости, переполняющей душу, которое испытали ребята на линейке, как будто вмиг став старше и мудрее.
Несмотря на мои слёзы, это очень веселая книга, и современные дети прочтут ее с большим интересом. Чего стоят главы, описывающие неудачную попытку взобраться в квартиру по трубе, тушение пожара или упражнения в пении! Несколько минут оглушительного хохота гарантированы!
Однажды мама купила две долгоиграющие пластинки с записью оперы «Князь Игорь».
Это было в четверг. А в пятницу вечером папа встал, пошатываясь, с кресла, обмотал голову полотенцем, как чалмой, будто он индус, и сказал больным голосом:
— Восемнадцать раз! Нет, девятнадцать! За два вечера девятнадцать раз прослушать арию Кончака! Это может убить лошадь. Владимирского тяжеловоза — наповал!
— Да ты послушай, — говорит Митька, — вот это место. Это князь Игорь поёт, вот это: «…смерть красна, мне не страшна она-а-а!» И ещё это…
— Нет!!! — закричал папа и затопал ногами. — Нет!!! К бабушке!!! На Петроградскую!!!
— Не кричи, пожалуйста, — говорит мама, — мы не в лесу.
— Да! Мы не в лесу! К великому сожалению! — говорит папа. — Мы всего лишь на репетиции в театре оперы и балета! Я с ума сойду!
— А мальчику нравится опера! — говорит мама.
— И бабушке! И бабушке тоже нравится! Бабушка обожает оперу, хор Пятницкого и ансамбль Моисеева! И она так давно не видела внука! Митяша, сынок, ты хочешь навестить бабушку? — спрашивает папа.
— Хочу, — мрачно говорит Митька. — Там на меня не будут топать ногами.
— Да это я нечаянно, — говорит папа и начинает суетливо одеваться, — я сейчас… быстренько… Я тебя на такси…
Митька самую малость обиделся, но очень скоро обиду позабыл, потому что он любил ездить к бабушке. Она-то всегда с удовольствием слушала его пение, никогда не затыкала уши. Правда, петь для неё было тяжело, приходилось кричать во всё горло, потому что бабушка плохо слышала. Она никогда не затыкала уши, она просто выключала слуховой аппарат и улыбалась Митьке и кивала головой.
Утром в субботу папе стало стыдно за то, что он накричал вечером, и папа позвонил Митьке.
— Как дела? — спрашивает. — Поёшь?
— Пою, — говорит Митька.
— Что-то давно я не слышал оперу «Князь Игорь», — шутит папа, — спел бы мне, Митяй, что ли!
А Митька не понял, что с ним шутят, он обрадовался, растрогался даже.
— Ну вот! А вчера на меня топал, — говорит. — Ладно уж, я не злопамятный человек, слушай.
И спел папе оперу «Князь Игорь». По телефону. На основные арии он затратил один час сорок минут.
Мама потом рассказывала, что к концу оперы папа был голубоватого цвета и весь дрожал. Но трубку не бросал, потому что после каждой арии Митька спрашивал:
— Ну как? Здорово?
— О-о-о! — отвечал папа.
И вот, можете себе представить, по пению у Митьки был трояк в первой четверти.
Ну прелесть же?
Вердикт
В эту небольшую книжку проваливаешься, как в мягкую перину, выбраться невозможно! Слог ее лёгок и приятен, содержание понятно и близко. Читателям старшего поколения даст приятное ощущение вернувшегося детства, а младшим школьникам - много новой информации и поводов к обсуждению.
Рекомендую!
Друзья, знакомы с творчеством Ильи Дворкина и с этой повестью? Дали бы ее своим детям и внукам? Или всё-таки это устаревшая литература?
Если статья была интересной или полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Дальше будет много интересного!
Спасибо, что прочитали!