Найти в Дзене

Невидимый фронт. Антибиотики. 2-я часть

Идеи носятся в воздухе. Все знают это выражение. Я бы от себя добавила, что и открытия тоже. В буквальном смысле этого слова. Влетают в открытое окно и оседают где хотят.

А теперь подробнее. Не секрет, что до начала прошлого века любое инфекционное заболевание могло свести пациента в могилу. Даже банальная ангина. Протемпературил недельку, получил осложнение на сердце, почки и уже здороваешься со св. Петром. Ибо лечить особо было нечем. С инфекцией справлялся сам организм человека, либо не справлялся. Естественный отбор, мои котята.

Счастье для нас наступило в начале XX века. В облике очень любознательного ученого. Звали его Саша Флеминг. Александр застал Первую Мировую войну в качестве доктора, сильно впечатлился ее ужасами и пришел к выводу, что надо что-то делать. И занялся изучением микроорганизмов. В своей лаборатории в Лондоне он трудился не покладая рук. Вы представляете основные инструменты микробиолога того времени? Само собой, микроскоп, и чашка Петри. Это такое стеклянное блюдечко с холодцом из водорослей. Называется агар-агар ( питательная среда) в этот холодец тыкают палочкой, измазанной в бактериях, ставят в теплое место и вуаля, у нас есть колония которую можно изучать.

чашки Петри
чашки Петри

Так вот. Флеминг был немного легкомыслен в бытовом плане, чашки Петри валялись у него где попало. В 1923-м году он вообще все бросил и уехал на выходные, оставив окно в кабинете открытым. А по приезду посмотрел на бардак, вздохнул и пошел инвентарь свой прибирать (этом месте барабанную дробь, пожалуйста). Он заметил, что в одной из его чашек стафилококк загнулся. Пока хозяина кабинета не было, в окошко залетели споры плесени, облюбовали себе место в чашке и давай там размножаться. А конкурента стафилококка, который жил там раньше выжили. Флеминг этим рейдерским захватом сильно заинтересовался. Докопался до этой плесени, провел серию опытов и таки выяснил, что плесневые грибы рода Penicillium способны выделять вещество убивающее микробы, выделил его, назвал Пенициллином, сделал доклад и представил его в Лондонском медицинском клубе и.. И всё. Научный мир пожал плечами. Пенициллин твой, сказали Флемингу, абсолютно прекрасный, но вещество нестабильное, как его применять не понятно, иди работай дальше. Александр опыты свои забросил, кто-то из его последователей еще пытались работать в этом направление, но не сильно преуспели.

Пока не пришла Вторая мировая и не дала всем увесистого пенделя. Наплыв солдат с ранениями и сепсисом сразу заставил вспомнить про опыты Флеминга. Два предприимчивых ученых Чейн и Флори раздобыли образцы флеминговской плесени, которые хранились в Оксфордском университете, поработали над ними изрядно, но получили таки чистое и стабильное вещество, которое можно ввести пациенту. Что и было сделано в 1941-году! Пациент умер. Над веществом поработали еще годик и следующий пациент уже выжил. Всеобщее ликование, массовое производство лекарства, счет пошел буквально на десятки, если не сотни тысяч спасенных жизней. А в 1945-м Флеминг, Флори и Чейн удостоились Нобелевской премии в области физиологии и медицины. Всем спасибо, все свободны.

От себя добавлю, если врач выписал вам курс антибиотиков, пропейте его целиком. Сказано семь дней, значит принимайте семь дней. Сказано десять - значит десять. Никаких самостоятельных отмен (типа, мне уже стало лучше, больше не буду травиться) быть не должно. Это основа антибактериальной терапии. Возбудитель надо 100-процентно убить для этого и нужен полный курс приема. Ведь что его не убьет, то сделает сильнее. И в результате мы получим злой микроб с устойчивостью к антибиотику. И дозировки самостоятельно уменьшать нельзя, инфекции гомеопатией не лечат, увы.

-3

Люди, о которых я сегодня рассказала, мои кумиры. Влияние их работы на медицину просто невообразимо огромно. Если бы не антибиотики, нам бы крышка. Это точно.

Мойте руки, ставьте лайки!

Берегите себя и своих близких )