Найти тему

Братская архитектура: самые известные работы Весниных

9 апреля 1882 года родился Виктор Веснин — один из трёх знаменитых советских братьев-архитекторов Весниных. Большинство своих проектов Виктор, Леонид и Александр Веснины разрабатывали совместно. Это был уникальный семейный творческий тандем.

Сегодня мы расскажем, как жили и творили ведущие представители конструктивизма, а также полюбуемся самыми известными постройками Весниных в Москве.

Братья Веснины
Братья Веснины

Братья Веснины родились в купеческой семье в небольшом городке Юрьевец, расположенном на реке Волге. Все трое получили среднее образование в Московской практической коммерческой академии. В это же время Виктор, Леонид и Александр увлеклись рисованием и живописью. Будущие архитекторы создавали натурные этюды архитектуры волжских городов и природы.

Московская практическая коммерческая академия
Московская практическая коммерческая академия

Высшее образование братья получали в Петербурге:

  • Леонид в 1900–1909 в ВХУ при ИАХ в мастерской Л.Н.Бенуа;
  • Виктор в 1900–1911 и Александр в ПИГИ.

Параллельно занимались живописью и рисунком в частной художественной школе К.Ф.Юона и И.О.Дудина и в студии Я.Ф.Ционглинского. Такое разностороннее образование в будущем помогло Весниным реализовать свои новаторские идеи в различных областях искусства.

В середине 1910-х Веснины начали работать в мастерских московских архитекторов И.А.Иванова-Шица, Р.И.Клейна, П.П.Висневского, А.Н.Милюкова, А.Г.Измирова. Братья получили более 20 премий в конкурсах.

Проекты, в которых принимали участие братья

1. Доходный дом И.Е.Кузнецова на Мясницкой улице

-3

2. Перестройка банка на улице Кузнецкий мост

-4

3. Особняк в Малом Знаменском переулке

-5

4. Конюшни на Скаковой улице

-6

Первая крупная самостоятельная постройка Весниных — особняк Д.В.Сироткина в Нижнем Новгороде (1914–1915).

В архитектуре здания тонко переданы наиболее характерные черты русского классицизма.

-7

Окончательно творческий коллектив братьев Весниных сложился к 1923 году, в процессе работы над конкурсным проектом Дворца труда . Это выдающийся образец раннего архитектурного авангарда.

-8

Это железобетонное сооружение, свободное от «богатого» декоративного убранства. По словам Виктора Веснина, «проект Дворца труда явился большим событием в архитектурной жизни Союза, вызвавшим большие дискуссии о судьбах советской архитектуры».

В творческом тандеме братьями Весниными были также выполнены конкурсные проекты:

  • Московского отделения газеты «Ленинградская правда» (1924);
  • Здания акционерного общества «Аркос» (1924) в Москве;
  • Народного дома (1924) в Иванове;
  • Центрального телеграфа (1925) в Москве;
  • Библиотеки им. Ленина и Центросоюза (1928) в Москве;
  • Музыкального театра массового действия (1930) в Харькове;
  • Дворца Советов (1931).

Также в конце 1925 года была создана творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов, или ОСА. Его председателем стал Александр Веснин, а заместителями — Виктор Веснин и Моисей Гинзбург.

Объединение современных архитекторов
Объединение современных архитекторов

Печатным органом конструктивистов стал журнал «Современная архитектура». Ответственные редакторы издания — Александр Веснин и Моисей Гинзбург.

Журнал «Современная архитектура», 1926 год
Журнал «Современная архитектура», 1926 год

Во второй половине 20-х прошлого столетия годов конструктивисты начинают уделять больше внимания функционалу новой архитектурной формы. Так был разработан функциональный метод, который представлял собой развернутую творческую программу конструктивизма. Следуя методу, архитектор должен был бороться с эклектикой и внедрять в архитектуру новейшие научно-технические достижения.

Важно отметить, что в функциональном подходе к проблемам формообразования конструктивисты подчёркивали значение социальной функции сооружения. Поэтому широко использовалась павильонная композиция. Сооружения делились на отдельные блоки, исходя из назначения корпуса. Они соединялись между собой переходами и коридорами.

Дворец культуры Пролетарского района в Москве (1931 —1937)
Дворец культуры Пролетарского района в Москве (1931 —1937)

Примером «экономического строительства» западного образца является здание Мосторга на Красной Пресне, построенное по проекту Весниных в 1927-1929 годах.

-12

Также важнейшим памятником архитектуры конструктивизма 30-х годов, спроектированным братьями Весниными, является Дворец культуры завода имени Лихачева (ЗИЛ). При создании проекта авторы руководствовались основными принципами строительства, сформулированными легендарным Ле Корбюзье:

  • использованием опор-столбов вместо массивов стен;
  • свободной планировкой и оформлением фасада;
  • применением удлиненных окон и плоской крыши в конструкции здания.
-13

Вклад братьев Весниных в развитие архитектуры сложно переоценить: они стали они из центральных творческих коллективов, благодаря которым в Советском союзе возникло уникальное новаторское архитектурное течение — конструктивизм.

Дарим вам специальный промокод ZEN для приобретения билетов на сайте PANORAMA360 с 10% скидкой.