11 октября одному из самых популярных интервьюеров страны Юрию Дудю (признан в России иноагентом) исполняется 36 лет. За несколько лет он изменил жанр видеоинтервью, породил огромное количество клонов и привел в интернет настоящих тяжеловесов российской журналистики. Рассказываем, откуда взялся Дудь*, за что его любят, а за что — критикуют.
Как появился «вДудь»?
На протяжении 20 лет Юрий* строил классическую карьеру журналиста: работал в «Известиях», «PROспорт», на «НТВ-плюс», «России-2», «Матч ТВ» и Sports.ru. В 2017 году после ухода из программы «Культ тура» (ТК «Матч ТВ») он решил «отточить скиллы интервью не о спорте» и снял 50-минутное видео с рэпером Бастой для своего YouTube-канала «вДудь».
Позже Юрий* признавался, что был бы доволен, если бы первое интервью набрало 100 тыс. просмотров, однако видео пробило эту планку буквально за 24 часа. Первый рекламный контракт журналист* заключил уже на третьем выпуске — тогда на откровенный разговор пришел Сергей Шнуров.
С момента первых интервью канал стабильно рос и за пять лет набрал аудиторию в 10,1 млн подписчиков. За несколько лет Дудю* удалось собрать 1,8 млрд просмотров суммировано — немало для полуторачасового хронометража.
Как Дудь* изменил жанр интервью?
Считается, что жанр раскованного интервью первым в рунете открыл Сергей Минаев в его программе «Минаев Live» — там гости и ведущий не стеснялись материться, выпивать в кадре и задавать провокационные вопросы. Но «Минаев Live» выходил в начале 2010-х, когда аудитория YouTube была значительно меньше, а возможности для промоушена — у́же. Дудю* во многом повезло: он стартовал в то время, когда алгоритмы платформы начали приоритизировать «длинный» контент и поменялось поведение самих пользователей — в моду вошли подкасты, стримы, большие интервью. Но это лишь одна из многих причин его успеха.
Главной фишкой Дудя* стала прямолинейность и раскованность в вопросах: журналист не стеснялся спрашивать о политических предпочтениях, личной жизни, финансовом положении гостей и в целом переступать классические границы журналистики. Причем вне зависимости от того, кем был его гость — политик, артист или блогер. Все это особенно выигрышно смотрелось на фоне классических телевизионных интервью, набивших оскомину зрителям (особенно молодого поколения).
Все, что нужно было Дудю* для завоевания большой аудитории, — это студия, два стула, пара операторов и минимум пафоса (тогда на съемки одного выпуска уходило всего 20 тыс. рублей). Интернет-зрителя не сильно заботили сложные ракурсы, качественные перебивки и дорогой продакшн — куда важнее им было получить искренние эмоциональные беседы с острыми вопросами, которые сложно было услышать на федеральных каналах.
Пропорционально росту популярности Дудя* и его канала росла и лояльность к блогерам со стороны крупных рекламодателей. Именно с программы «вДудь» на платформу начали заходить большие компании. За те несколько лет, что журналист успешно штурмует видеохостинг, ему удалось посотрудничать c Hyundai, Adidas, Head & Shoulders, Aviasales, «Эльдорадо» и другими брендами. Сам Дудь* не раз попадал на вершину списка Forbes — в 2021 году ему удалось заработать $1,8 млн благодаря своей программе и рекламным контрактам.
Эффект Дудя*
Не прошло и года с момента запуска «вДудя», как на YouTube появилось огромное количество других интервьюеров, которые вдохновились успехом Юрия*. Одними из самых успешных его последователей можно считать Ирину Шихман (канал «А поговорить»), Василия Трунова и Николая Редькина («Вписка»), Татьяну Мингалимову («Нежный редактор»), Карена Адамяна («Макарена»), Антона Лядова («The Люди») и др.
Помимо новых лиц, на YouTube пошли и без того известные журналисты: Ксения Собчак («Осторожно: Собчак»), Алексей Пивоваров («Редакция») — признан в России иноагентом, Леонид Парфенов (Parfenon) и Василий Уткин. Для большинства этих людей, несмотря на их медийный статус, YouTube стал главной контент-площадкой и одним из ключевых источников дохода.
Смена формата и первый хейт
В 2019 году Дудю* стали приедаться интервью с селебрити и тогда он решил немного изменить формат — снимать социально значимые работы. Журналист выпустил документальный фильм «Беслан. Помни» о теракте в школе в 2004 году, из которого многие молодые зрители впервые смогли узнать о подробностях трагедии. Затем вышел фильм «ВИЧ в России», который был показан в Госдуме и многих учебных заведениях, а также документалка «Колыма — родина нашего страха», которая вызвала массовое обсуждение об отношении россиян к личности Сталина.
Примерно в то же время Дудь* словил первую порцию критики: его интервью с ведущим Дмитрием Киселевым комментаторы посчитали провальным, упрекнув блогера в плохой подготовке. Также ругали его фильм о Кремниевой долине — он якобы получился слишком однобоким
, поверхностным и сексистским. А блогер Ивангай пытался подловить блогера на том, что тот якобы отцензурировал фрагмент интервью о голодоморе и репрессиях.
Дудь — иноагент
В июле 2022 года Юрия Дудя* признали иноагентом за получение денег за рекламу на иностранной площадке (YouTube), а также за отсутствие маркировок иноагентов в интервью. Журналист подал иск к Минусу в Лефортовский суд Москвы, но тот отклонил его.
А как вы относитесь к Юрию Дудю* и его деятельности?
*признан иноагентом на территории РФ