Казахстанцы столкнулись с проблемой: чтобы купить новое авто, приходится записываться в лист ожидания. При этом, когда придёт машина, дилеры не могут сказать наверняка. Ещё в начале года эксперты называли главной причиной нехватку микрочипов при сборке авто, сегодня жители республики подозревают, что появилось много желающих на новые легковушки из соседних государств. Так ли это? Ждать ли стабилизации цен на средства передвижения? Эти и другие вопросы редакция Biz.kz адресовала председателю Независимого автомобильного союза Эдуарду Эдокову.
– Казахстанцы жалуются на нехватку автомобилей, как вы считаете, связано ли это с наплывом покупателей из России?
– Возможно, какое-то количество автомобилей уходит в Россию, но оно не столь существенное, чтобы говорить о проблеме. России сейчас не до покупки автомобилей, ну и точных данных о том, какое количество авто куплено именно россиянами, нет. У нас нет обязательств учитывать, россиянин купил, казахстанец или гражданин Кыргызстана. По разным данным, за второй квартал 2022 года через российскую границу прошло около 640 автомобилей из РК. Цифра несущественная. Данных по третьему кварталу нет. Я слышал, что появился сервис, и казахстанцы покупают на себя, потом перепродают россиянам, но опять-таки, это неподтвержденная информация.
– С чем может быть связан дефицит авто?
– Здесь я могу однозначно сказать, что дефицит машин был, есть и будет. Эта ситуация возникла не вчера, и даже не в феврале. Нехватка возникла ещё несколько лет назад, когда началась пандемия, закрывались страны. Что такое процесс производства автомобилей? Когда собирается на заводе тысяча и тысяча комплектующих от различных поставщиков. И сбой в поставке одного какого-нибудь чипа приводит к задержке выпуска машины. И если автомобиль на 99,9% готов, но нет одной запчасти, вы не можете ничего с ней сделать, продать. И когда в Китае – одном из крупнейших поставщиков микрочипов – закрылся завод, на рынке образовался большой дефицит. Тогда основная их масса ушла на бытовую технику- ноутбуки, мобильные телефоны, то, что было сильно востребовано. Но нехватка микрочипов ощущается по сей день, хоть и не такая острая. Это один момент.
Плюс ко всему, сегодня добавились проблемы с логистическими цепочками. Если раньше транзит комплектующих и готовых автомобилей был относительно прямой, то сейчас приходится объезжать в обход воюющих стран.
Продолжение у нас на сайте
#новости #bizkz #тренды #трендыbiz #новостиbiz