Найти в Дзене
Уральский следопыт 🌲uralstalker

Поиск городищ остяцких богатырей

Оглавление

Мы долго приглядывались к Энетору и прибрежной остяцкой деревушке – Нюркой. Там должна была продолжиться серия открытий богатырских мест, о которых повествуют остяцкие героические сказания, записанные учеными Паткановым и Щульгиным еще на рубеже XIX-ХХ веков.

Карта Кондинской низменности, отмечены Богатырские места
Карта Кондинской низменности, отмечены Богатырские места

Эти места далеки и труднодоступны, однако добраться туда рано или поздно предстояло, исходя из поставленной цели: найти богатырские городки остяков, известные по преданиям. Мы придерживались гипотезы, что всякая озерная система, пригодная для рыболовных заграждений (запоров), характеризовалась в прошлом высокой плотностью древних поселений. Соседство древних городищ и рыбных мест нас не удивляло – примеров мы накопили достаточно, работая в Кондинской низменности с 2008 года.

Символ места
Символ места

В остяцких сказаниях упоминаются существующие до сих пор топонимы и собственные названия городков, что наводило на мысль об их реальности и необходимости поисков на манер Трои. Так, уральскими археологами в 1993 году был найден былинный город Эмдер на реке Ендырь – грандиозное по меркам тайги укрепленное поселение.  Согласно легенде эмдерские богатыри поднимаются по Оби и «красноводной» Конде до городка Карыпоспат-урдат-вош (Karė pōspat-ūrdat voš), чтобы сосватать княжескую дочь. Название этой крепости с хантыйского переводится как «Богатырский город при Стерляжьей протоке». В 2018 году мы точно установили ее местоположение, опираясь на привязки, упоминаемые в самой былине («полуденный берег священного сора»), а также сведения этнографов и краеведов. Это, действительно, оказался приметный мыс на южном берегу Кондинского сора. За прошедшие столетия Конда стесала бóльшую часть городища, сохранился только фрагмент оборонительного вала и площадки. Но даже остатки впечатлили нас.

Походы эмдерских богатырей
Походы эмдерских богатырей

После неудачной битвы с эмдерцами карыпоспатские братья-богатыри разъехались по Конде, основав новые городки. Столетиями спустя в фольклоре хантов они звались «старцами с вершины речки». Их призывали на помощь в трудные времена. Pėtpou-iga поселился на притоке Конды – Каме. Его брат Num-iga выбрал место для городка на болотной речке, которая питает Пуштинский сор и далее выводит в Конду. Открытых мест богатыри отныне избегали. Местонахождение остяцкого укрепления описано в материалах экспедиции академика Г.Ф. Миллера (1740 г.).

Мы целенаправленно занялись поиском последнего городища в 2020 году, сопоставляя фольклорные и письменные источники со спутниковыми снимками. И нас ждал успех! В глухой болотной местности мы обнаружили холм, не оставлявший сомнения в рукотворном происхождении. [6]  Высота до 4,5 м хорошо перекликается с фольклорной высотой в семь копьевищ. Вош-ега-вош (Voš-jega-voš, с хант. «Город на городской речке») хорошо иллюстрировал средневековую стратегию сокрытия поселения. В том же году в низовьях реки Пуштинской были найдены еще два фольклорных городка – Ям-вош (Jam-voš) и Рут-вош (Ruť-voš) – опять по привязке Патканова. Самый впечатляющий по размерам богатырский городок мы обнаружили неподалеку от старой деревни Пуголь . По сведениям Серафима Патканова, в этих местах почитали духа Pūgol-iga, однако в былинах сведений о нем уже не сохранилось.

река Конда, Пугольский городок
река Конда, Пугольский городок

В этом году нашей целью стал поиск «резиденции» старца Pitpou-iga, который, по данным Патканова, жил на небольшом холме неподалеку от Нюркоевских юрт в районе озера Энетор. Ранее юрты так и звали по имени прародителя – Pitpou-pūgot. Мы отправились туда по проекту «Легенды южных хантов: историко-краеведческое расследование», поддержанному Фондом президентских грантов (руководитель Алёна Родионова, АНО «Малая родина»). Команду составили археологи Музея природы и человека из Ханты-Мансийска – Татьяна Собольникова и Алёна Кузина, этнограф из Института истории и археологии Екатеринбурга Илья Абрамов, а также два геодезиста Александр Уткин и Александр Шлыков. До нас из профессионального сообщества в этих краях никто не был.

Проводник Юрий Кобылин
Проводник Юрий Кобылин

Проводником стал знакомый по прежним поездкам на Конду Юрий Кобылин из деревни Камы.  На Энеторе у него промысловая изба, но мы следовали на рыболовную базу, что стоит на истоке из озера. Она ближе к Нюркою и обитаема. Сторож присматривает за хозяйством и рыболовными запорами.

Имея богатый опыт обследования урочищ Конды, мы считали положение Нюркоя крайне выгодным с точки зрения рыболовства. Большие нерестовые озера всегда притягивали людей возможностью обеспечить себя рыбой и осваивались в первую очередь.

деревня Кама
деревня Кама

Как только последний ледник отступил и водотоки сплели современную гидросеть, Кондинскую низину или берега здешнего моря, стал обживать древний человек. Он следовал за мигрирующими животными и ловил рыбу подсобными средствами. Самыми простыми, надежными были ставные заграждения в комбинации с плетеными ловушками. Судя по находкам, 5-6 тысяч лет назад Конда уже была хорошо обитаемым архипелагом.

Опубликовано в журнале Уральский следопыт

-7

Автор: Абрамов Илья

 Поделиться 

Родился в 1984 г., в г. Соликамск. Окончил Пермский госуниверситет, географический ф-т. Живет и работает в Ханты-Мансийске. Публиковался в периодике. В Уральском следопыте печатается с 2004 года.
Поделиться Родился в 1984 г., в г. Соликамск. Окончил Пермский госуниверситет, географический ф-т. Живет и работает в Ханты-Мансийске. Публиковался в периодике. В Уральском следопыте печатается с 2004 года.
Читайте ещё статьи об этнографических экспедициях в летний полевой сезон 2022 года в тайгу Кондинских болот

Операция «Таежный Олимп»

Загадка озера Энетор

✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях

#экспедиция #остяк #конда #гипотеза #предания #Энетор #сказания #городище

#богатырские городки остяков #героические сказания