Найти тему
Sherlock Trading Signals

Эверистика доступности .

Процесс принятия решений является одним из основных видов деятельности живых существ. И если животными движут инстинкты, в случае с человеком все не так просто.

Даниэль Канеман и Амос Тверски начали исследования в этом направлении ещё в 1970-х. Первый специализировался на экспериментальной и социальной психологии, второй был психологом-когнитивистом и экономистом, который первым описал когнитивные искажения. Они были убеждены, что пытаться объяснить поведение человека с точки зрения одного только рационализма - неправильно. Так и родилась цель их совместной работы: определить и изучить основные эвритические черты вероятностного мышления.

Сталкиваясь с трудной задачей, где нужно оценить вероятность или частоту какого-либо события, человек использует ограниченный набор эвритических стратегий,это максимально упрощат поиск решения.

Эвристика доступности - это склонность человека судить о вероятности чего-либо, опираясь на лёгкость нахождения примеров, которые подтвердили бы или опровергли то, о чем идёт речь.

Д. Канеман и А. Тверски провели серию экспериментов. Каждый участник получил 4 списка с именами известных и менее известных мужчин и женщин. Их попросили вспомнить максимальное количество имён и чаще встречающиеся. На ум испытуемым приходили имена знаменитостей легче и быстрей, хотя они были не самыми распространёнными.

В ситуацииях, когда на характер принятия решения влияет эвритистика доступности оказывался, наверное, каждый. Например, новость о счастливчике, который выиграл джек-пот в лотерею, поднимает продажи билетов. А заставляет нас купить лотерейный билет близкий пример - если ему повезло, то повезёт и мне. Точно также влияют новости на трейдеров. Когда выходит отличная новость о каком-то проекте, а на графике уже +60%, человек может забыть о ликвидности, РМ и ММ, и просто купить по рынку, расчитывая на дальнейший рост. Также работает реклама различных каналов с высокими %-ми прибыли.

В 2012 г. интернет-издание "Business Insider" опубликовало материал с оценкой того, как доступность влияет на поведение игроков инвестиционного рынка. Всплески активности приходятся на период после сообщений об экономическом росте и благоприятных условиях, а падения после отрицательных оценок.

Нужно отметить, что эвристика доступности, несмотря на приведённые примеры, далеко не всегда явление всецело негативное, создающее простор для манипуляций. В бытовой жизни эвритистика доступности - это отточенный до автоматизма способ принимать решения в простых и давно известных случаях, без длинных и ненужных раздумий.