9,5K подписчиков

Как найти все совпадения. Аналог функции ВПР в Excel

5,3K прочитали

При анализе данных с помощью Excel очень часто приходится искать некоторые значения по определенным критериям и подставлять их в другие таблицы. В таких задачах на помощью приходит функция ВПР, но у нее есть два существенных недостатка. Во-первых, функция ВПР возвращает только первое найденное значение. Например, у меня есть перечень заказов и необходимо получить номера всех заказов, которые оформил конкретный менеджер. Фамилия менеджера выбирается из выпадающего списка (выделено желтым) и ниже должны выводиться соответствующие номера заказов (зеленая область).

Перечень заказов
Перечень заказов

Если использовать стандартную функцию ВПР, то она найдет первый подходящий заказ и вернет ТОЛЬКО его номер.

Использование функции ВПР
Использование функции ВПР

Еще одним недостатком функции ВПР является то, что она ищет значения только в левом крайнем столбце выделенного диапазона. То есть если бы столбец с фамилиями менеджеров находился правее столбца с номерами заказов, то функцию ВПР вообще не удалось бы использовать.

Этот недостаток устраняется с помощью сочетания функций ИНДЕКС и ПОИСКПОЗ, которые являются более гибкой альтернативой функции ВПР, но и эти функции не решают поставленную задачу.

Как же быть, если нужно вернуть все значения, соответсвующие определенному критерию? В этом также поможет функция ИНДЕКС.

Напомню, что функция ИНДЕКС возвращает значение, которое находится в указанном номере строки выделенного диапазона. То есть мы должны выбрать некоторый диапазон значений и вторым аргументом указать номер строки в этом диапазоне. Подчеркиваю, не номер строки листа Эксель, а номер строки выделенного диапазона значений.

Функция ИНДЕКС
Функция ИНДЕКС

Функция ИНДЕКС может возвращать не только одно значение, а массив значений. И именно это нам и нужно. Чтобы функция вернула массив значений, мы должны в нее подставить массив номеров нужным нам строк. Поэтому основной задачей для нас сейчас как раз и будет получение этого массива.

Массив необходимых строк
Массив необходимых строк

Давайте рассмотрим упрощенную таблицу, чтобы в ней не было отвлекающей информации. У нас есть таблица, состоящая из двух столбцов - Менеджер и Номер заказа. Также есть выпадающий список с фамилиями менеджеров и некоторая область листа, в которую мы будем выводить все заказы, связанные с выбранным менеджером.

Упрощенная таблица
Упрощенная таблица

Итак, сначала мы должны определить все строки в основной таблице, относящиеся к выбранному в списке менеджеру. Давайте сделаем это с помощью вспомогательного столбца и функции ЕСЛИ.

Функция ЕСЛИ
Функция ЕСЛИ

Если значение из текущей ячейки первого столбца таблицы (А2) равно значению, выбранному в выпадающем списке (L1), то определим номер строки, в котором это значение находится. Для этого воспользуемся функцией СТРОКА, которая как раз и предназначена для решения этой задачи. Так как формулу мы будем протягивать по диапазону, то не забываем зафиксировать ссылку на ячейку с выпадающем списком.

Протягиваем формулу.

Номера строк с выбранным значением
Номера строк с выбранным значением

Так как мы не указали в функции ЕСЛИ значение, которое появится в случае невыполнения условия, то в соответствующих ячейках выводится логическое выражение ЛОЖЬ. Это неважно, так как нас будут интересовать только цифры.

Мы получили номера строк листа Эксель, но в функцию ИНДЕКС необходимо подставить номер строки в выделенном диапазоне. В данном примере основная таблица располагается в верху листа и в первой строке находится шапка с названиями столбцов, поэтому, чтобы получить необходимые значения, мы можем откорректировать формулу и отнять единицу от полученного значения. В итоге во вспомогательном столбце появится массив необходимых нам чисел.

Получаем номера нужных строк в таблице
Получаем номера нужных строк в таблице

Если же таблица находится в другой части листа, то нужно будет либо вручную прописать необходимое корректировочное значение (то есть отступ от первой строки листа), либо можно автоматизировать этот процесс с помощью все той же функции СТРОКА, но об этом я расскажу чуть позже, чтобы сейчас не усложнять формулу.

Итак, теперь нам нужно отсортировать столбец, чтобы в начале были цифры. Сделать это можно, например, с помощью функции НАИМЕНЬШИЙ, которая возвращает указанное по счету наименьшее значение в выбранном диапазоне.

Выбираем диапазон (С2:С18) и затем необходимо указать цифру, определяющую, какое по порядку наименьшее число нужно вывести. Если укажем 1, то получим первое наименьшее значение в диапазоне, если 2, то второе, и так далее. Именно таким образом мы и сможем отсортировать полученный список с помощью формулы. Создадим вспомогательный столбец со значениями по порядку и подставим эти значения в функцию НАИМЕНЬШИЙ.

Сортировка с помощью функции НАИМЕНЬШИЙ
Сортировка с помощью функции НАИМЕНЬШИЙ

Мы получили необходимый нам перечень номеров строк и можем вернуться к функции ИНДЕКС. Фактически нам нужно подтянуть значения из второго столбца основной таблицы, поэтому в качестве диапазона указываем его. В качестве строки, соответственно, только что рассчитанные значения.

Функция ИНДЕКС
Функция ИНДЕКС

Чтобы избавиться от ошибки ЧИСЛО! воспользуемся функцией ЕСЛИОШИБКА. Обернем ей полученную функцию и в случае ошибки выведем пустоту.

Убираем ошибки с помощью функции ЕСЛИОШИБКА
Убираем ошибки с помощью функции ЕСЛИОШИБКА

Мы достигли необходимого результата, но для этого пришлось создать несколько вспомогательных столбцов. Давайте свернем все промежуточные вычисления в одну формулу, но это будет не простая формула, а формула массива, поэтому нам нужно будет поменять некоторые ссылки на диапазоны, к которым они относятся. А если точнее, то в функции ЕСЛИ нужно будет заменить относительные ссылки на ячейки столбца А соответствующим диапазоном и не забываем зафиксировать его. Также не забываем сделать формулу формулой массива, нажав сочетание клавиш Ctrl + Shift + Enter. Растянем формулу на весь зарезервированный диапазон таблицы и получаем необходимый результат.

Формула массива
Формула массива

Все вспомогательные столбцы, кроме столбца с нумерацией (столбец F) можно удалить. Давайте сделаем так, чтобы и этот столбец был не нужен. Значения столбца F используются в функции НАИМЕНЬШИЙ и нам нужно сделать так, чтобы подобный ряд чисел создавался автоматически и не зависел от того, где находится таблица с формулами. Для этого можно воспользоваться функцией СТРОКА и определить номер строки листа Эксель первой ячейки основной таблицы. Затем этот номер будем вычитать из номера последующих строк. Чтобы значения «не сползали» при протягивании формулы, зафиксируем ссылку на первую ячейку диапазона.

Создание списка значений по порядку
Создание списка значений по порядку

Все отлично, кроме того, что все значения нужно увеличить на единицу. Дополним формулу и получим нужный нам результат.

Необходимый список значений
Необходимый список значений

Осталось скопировать формулу и подставить ее в формулу массива, после чего и последний вспомогательный столбец можно будет удалить.

Подставляем вспомогательную формулу в основную
Подставляем вспомогательную формулу в основную

Ну и по аналогии можно решить проблему зависимости формулы от расположения исходной таблицы. Сейчас ее заголовки расположены в первой строке листа и поэтому формула четко привязана к этому положению.

Строка с заголовком "вычитается" из размеров основной таблицы
Строка с заголовком "вычитается" из размеров основной таблицы

Мы можем внести в функцию ЕСЛИ аналогичную формулу с двумя функциями СТРОКА. То есть отнимем от уже имеющейся функции СТРОКА со всем диапазоном столбца номер строки первой ячейки этого диапазона и прибавим единицу.

Делаем формулу независящей от положения исходной таблицы
Делаем формулу независящей от положения исходной таблицы

Теперь формула никак не привязана к положению исходной таблице на листе и она выполняет поставленную задачу - возвращает все искомые значения из указанного диапазона.

Ссылки на мои ресурсы по Excel

YouTube-канал по Excel

Телеграм

Серия видеокурсов "Microsoft Excel Шаг за Шагом"

Авторские книги и курсы