Всем привет! В этой бонусной статье мы поговорим о художественном фильме «Салют-7». В каком-то смысле, весь цикл статей призван рассказать о реальных событиях, которые не показали в этом кинопроизведении. К сожалению, даже выдающиеся произведения кинематографа, снятые по реальным событиям, такие как «Храброе сердце» «Список Шиндлера» или «Спасти рядового Райнана», часто грешат в расстановке акцентов, и не имеет значения, что сняли их знаменитые на весь мир режиссёры. Но у этих произведений есть серьёзное преимущество – крепкий сценарий! Заметьте, не исторически верный, а крепкий, не имеющий внутренних противоречий. Дополним это отличной режиссурой, прекрасной операторской работой, звёздным актёрским составом и много чем ещё, и получаем крепкий фильм, который приятно смотреть, даже, если ты знаешь все его огрехи с исторической стороны. Является ли таким фильмом «Салют-7»? Что ж, давайте разбираться! Поехали!
(Предыдущая часть: Авария на станции «Салют-7». Часть 6. Бесславный финал.)
На момент выхода фильма я уже работал на одном из предприятий ракетно-космической отрасли, что вызвало у меня неподдельный интерес к данному проекту. На самом деле прошлое десятилетие было очень плодотворным в плане производства фильмов на космическую тему: «Гагарин. Первый в космосе» (2013), «Интерстеллар» (2014), «Марсианин» (2015), «Время первых» (2017), «Человек на Луне» (2018) и многие другие. Кстати, глядя на эту подборку можно заметить деградацию сценарной работы и проработки персонажей, не смотря на превосходный «визуал». Но вернёмся к фильму «Салют-7». Как я уже сообщал ранее, фильм я ждал и при первой подвернувшейся возможности пошёл его смотреть вместе с супругой в наш местный кинотеатр. Лукавить не буду, я был в восторге от того, что творилось на экране и принял решение сходить в кинотеатр ещё раз, взяв с собой свою бабушку. Я до сих пор убеждён, что самое главное в использовании компьютерной графики заключается именно возможность перенести зрителя в место, где он никогда не сможет побывать, например, в космос или далёкое прошлое. В течение следующих месяцев я продолжал находиться под впечатлением от увиденного, хотя уже прокрадывались первые вопросики к, в первую очередь, сюжету. Но! Было очень веское «Но!», которое затуманивало разум: ведь это кино сняли у нас! Да не простое, а с графикой на «голливудском» уровне!
Снят фильм превосходно! Всё что касается видов космоса, общих планов, пролётов камеры сквозь иллюминатор, сопоставление размеров космического корабля и орбитальной станции на фоне Земли и многое другое – всё это сделано мастерски. Тот, кто занимался именно этим – настоящий профессионал. Помимо этого – это первый фильм, где показан технически правильный полёт ракеты-носителя «Союз» с правильным отделением первой ступени! Уж не знаю, занимался этими вопросами сам режиссёр или это всё заслуга оператора, но важно то, что именно эта часть стала тем самым «дурманом», который затуманил взор многим, в том числе и мне.
Помимо графики нужно похвалить хороший подбор актёров на роли, особенно мне понравился Павел Деревянко в роли космонавта Алёхина (прототип – Виктор Савиных) и Александр Самойленко в роли Валерия Шубина – руководителя полётов (прототип – Валерий Рюмин). В данном случае актёры очень похожи на свои исторические прототипы, достаточно было немного доработать сам образ и внутреннюю мотивацию, но здесь мы сталкиваемся с первой проблемой фильма…
Сценария у фильма нет. Совсем. Есть попытка, черновой набросок, который нужно было потом шлифовать, прописать жизненные диалоги, шутки. Персонажам не веришь. Не веришь, когда они сами по себе, также не веришь, когда они все вместе. Космонавт Фёдоров постоянно издевается над космонавтом Алёхиным, руководитель полётов психует и бросается стульями, одна жена космонавта постоянно плачет, вторая истерит на тему «Что ты в этом космосе забыл?». Самое смешное, что актриса Мария Миронова через четыре года будет закатывать похожие истерики своему мужу-лётчику в фильме «Небо». Сценаристы у фильмов разные, так что есть два варианта того как такое совпадение получилось: либо у нас сейчас все сценаристы примерно одинаково мыслят, либо такая у нас сейчас актёрская школа. Оба варианта удручают.
Откуда черпались истории для событий фильма? Здесь всё очень просто и предельно ясно: из книги В.П. Савиных «Салют-7. Записки с «мёртвой» станции». Вот только не вдохновили творцов события, описанные в книге (или они её особо не читали), поэтому мы видим некие отголоски настоящей истории. Например, в самом начале фильма космонавт играет в игру «Ну, погоди!» на «Электронике». Мне это показалось намёком на историю с Васютиным (об этих событиях подробнее можно прочитать в предыдущих статьях), когда он по болезни не помогал, а играл. Также схожи события, связанные со стартом корабля, стыковкой и заходом на станцию. Похожими можно назвать события по восстановлению станции, но на этом всё. Скучно это всё, не по-героически выглядит. Нужны дополнения (об этом далее). А чтобы зритель знал, что в кино «правда», саму книгу поместили в кадр в качестве пасхального яйца.
Давайте посмотрим, что творцы «улучшили» в кино и нужно было ли все эти изменения вносить. Про набившую оскомину историю о солнечном датчике и кувалде на орбите выскажу только одну гипотезу: в сценарий добавили ангелов для того, чтобы они принесли главным героям кувалду, потому что на орбитальной станции этот инструмент не предусмотрен для хранения и использования! А теперь сосредоточим своё внимание на других не менее интересных моментах…
Первые кадры.
Фильм начинается с предыдущего полёта космонавта Фёдорова, где случаются нештатные ситуации. Первые две мы разбирать не будем (а именно: прокол перчатки, что сделать почти невозможно, особенно так, как они показали в кино, и очень странные шуточки, которые в прямом эфире слушает ЦУП и не только ЦУП, если задуматься…). Остановимся мы на ангелах. Их цель в фильме очень простая – показать, что с Фёдоровым не всё в порядке и что его могут не допустить до следующего полёта. Вопрос: а нужно было это делать, выдумывая ангелов? Ответ: нет! На момент четвёртого (!) полёта (который показали в начале фильма) Владимиру Джанибекову было уже 42 года – возраст для космонавта вполне почтительный. Можно было действительно показать очень сильно волнующуюся за него команду врачей и жену (например), которые боятся отправлять космонавта в пятый, самый сложный за всю историю пилотируемой космонавтики, полёт. Интересно? Нет, конечно, нам нужны ангелы!
Завязка фильма.
Станция «Салют-7» выходит из строя, потому что в неё попадает метеорит. Интересно? Нет! Уже набило оскомину, что из всех космических опасностей выбирают самую обычную, но, якобы, самую страшную! А вот вопрос: что страшнее: метеорит в космосе или невежда оператор на земле? Здесь можно было развернуть целую драму, когда в ЦУПе операторы просто нажимают кнопочки, а в это время в космосе творится ужас: искры, мерцающий свет, разворачивающиеся не в ту сторону солнечные батареи. Я не говорю, что это правдоподобно, но это эффектно выглядит, а самое главное – оригинально. Но у нас будет метеорит!
Предотвратите похищение станции или мы её собьём ракетой!
«Отличный план, надёжный как швейцарские часы!» © Каждый раз, когда в современном кино появляется представитель КГБ или высшего руководства страны, у него всегда есть гениальный план! Но это не всё. Давайте пофантазируем, что шаттл стартовал в то время специально для цели: похитить станцию «Салют-7». А как вы себе это представляете с политической точки зрения? У нас похищают орбитальную станцию, собственность СССР. Что государство может в этом случае сделать? Может подождать пока заберут или навредят, и сбить ракетой уже шаттл с награбленным? Ведь это же логичнее? Сразу преступление и наказание, два в одном. Зачем это всё делалось – не знаю. Наверное, чтобы приплести злобных представителей КГБ и министерства обороны. А самое смешное даже не в этом. Для этой истории приплели француза, Жан-Лу Кретьена, человека тяжёлой судьбы, который зачем-то после третьего полёта на шаттле получил американское гражданство, переехал жить в США и, посещая в 2000 году магазин Home Depot получил по голове сверлильным станком, весящим 31 кг и упавшим на него с самой верхней полки. Этот человек действительно был другом Владимира Джанибекова. Описываемый полёт на шаттле проходил в 1997 году (когда станции «Салют-7» уже как 6 лет не было на орбите Земли), а летом 1985 года Жан-Лу был гостем XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, где получил разрешение выйти на связь с «Памирами» из ЦУПа. Информация об этом есть всё в той же книге воспоминаний Виктора Савиных. Но зачем всё так усложнять? Есть злобные америкосы и КГБшники! И это ещё не всё! Ближе к концу фильма КГБшники предлагают сбить станцию вместе с космонавтами! Это такой бред! На это не пойдёт никакое государство, тем более Советский Союз! Сценарист, видимо, Солженицына начитался, известного нашего сказочника!
Закадычный враг или заклятый друг!
А теперь обсудим одну из ключевых претензий ко всему сюжету. Из всех известных мне источников проистекает то, что двух космонавтов – Джанибекова и Савиных – связывала (и связывает (!) до сих пор) крепкая мужская дружба. Об этом очень хорошо пишет сам Виктор Петрович:
«…С Володей Джанибековым нас связывала давняя дружба. Я запомнил его по своему первому полету, когда он вместе с космонавтом из Монголии Ж. Гуррагчей прибыл на орбитальную станцию «Салют-6» для выполнения короткого космического полета. Инженерные знания Джана (так называют его друзья), умение точно ориентироваться в ситуации, огромное трудолюбие, товарищеская безотказность были бы очень кстати в предстоящем, полном неизвестности полете. Но пока об этом можно было только мечтать. Медицина – дело серьезное. К тому моменту за плечами дважды Героя Советского Союза полковника Владимира Джанибекова уже были четыре коротких полета в космос – в январе 1978-го, марте 1981-го, июне 1982-го и июле 1984-го…»
«…»
«…Пелехов. Каково же вам расставаться после длительной совместной работы?
Джанибеков. Мне уходить совсем не хочется, потому что я только-только начал здесь заниматься нормальной работой, а не постоянным ремонтом и восстановлением станции.
Мы с Виктором успели сделать неплохой задел на выполнение программы полета, а на Землю мне так и не удалось посмотреть. Осталась некоторая неудовлетворенность. Очень буду скучать без Виктора. Мы с ним очень дружно жили и работали, как говорится, душа в душу.
На эту тему мы стараемся говорить как можно меньше и не употреблять слово «прощай», это грустно. Говорим: «До встречи» …»
«…»
«…Хорошо мы поработали с Джаном. При прощании хотелось сказать что-то особенное, но все получилось просто. Сказали друг другу почти одинаковые слова: «Спасибо, жаль расставаться, до встречи на Земле».
Между прочим, я провожал Джана на Землю из космического дома уже второй раз. Первый раз это было в марте 1981 года на станции «Салют-6», когда он прилетел с нашим монгольским другом Ж. Гуррагчей…»
«…»
«…130 суток полета. Выходной. Ждал этого дня. Просматривая программу, узнал о сеансе связи с семьями, на который придет Джан. Рад был его услышать, а еще больше увидеть. Месяц назад мы с ним сидели рядом у экрана и смотрели на наших родных на Земле, а сегодня я смотрел на него. Он сказал, что хочет обратно, на станцию. Наши с ним сеансы связи с семьями проходили более сухо, все по делу. Однажды Лиля Джанибекова сказала: «Володя, ну скажи хоть одно теплое слово». Через несколько секунд был короткий ответ: «Телогрейка»…»
«…»
«…Жена сообщила, что у нас дома был Джан, просидел пять часов. Она была на пресс-конференции, посвященной завершению первого этапа полета нашей экспедиции…»
«…»
«…Первым моим гостем стал Володя Джанибеков. Он прилетел на космодром, чтобы нас встретить. В новой генеральской форме мой давний друг выглядел очень солидно. Нам двоим конечно же было что вспомнить. От Володи я узнал, что начинает подготовку новый экипаж, который завершит нашу работу. Кстати, этой экспедиции предстояло стать последней из тех, что работали на станции «Салют-7».
Джан сообщил мне еще одну печальную новость. Оказывается, во время моего полета у нас сгорела дача. Чтобы меня не тревожить, мне никто об этом ничего не сообщил. Но Володя утешил тем, что идут активные работы, дом отстраивают заново мои земляки из Кирова…»
В представленных отрывках можно обратить внимание на крепкую дружбу, связывающую двух космонавтов. Прошу также обратить внимание, на один любопытный момент в последнем отрывке, про печальную новость. Дача сгорела ещё в самом начале полёта, о чём знали все на Земле, но, естественно, на борт никто эту информацию не передавал. По воспоминаниям видно, что Виктор Петрович очень любил заниматься дачными хлопотами, потому что при общении с женой постоянно давал ценные указания что и как сделать на даче. И первым, кто решился сообщить об этом Виктору после его возвращения на Землю оказался его друг – Володя. Но что же у нас в фильме?
«… [сцена в лодке на 15-ой минуте фильма]
Алёхин: – Ну что, надо собираться.
Фёдоров: – Чего это ты им понадобился так срочно?
А: – Медкомиссию, наверное, прошел. Володь, прибери удочку, пожалуйста.
Ф: – А чего ты про медкомиссию не сказал?
А: – Так ну чего говорить? Сколько уж раз меня таскали на эту медкомиссию, а потом в дублёры.
Ф: – Думал, я расстроюсь, что меня не вызвали?
А: – Если честно, и это тоже.
Ф: – Ты охренел, Вить? Ты решил, что я расстроюсь, что тебя вызывают, а меня нет? Решил пожалеть меня? А ты знаешь, да ты вообще не космонавт, ты даже в открытом космосе не был. Ты инженер в скафандре [гневно закидываются водкой].
А: – Будь здоров…»
Что примечательно, в этой сцене Алёхин (Савиных) пытается всячески приободрить друга. Он-то этого упыря другом считает! А в ответ такое! И приехав в ЦУП, он в качестве командира просит назначить Фёдорова (Джанибекова) командиром корабля.
Будучи уже в космосе космонавтам предстоит стыковка с вращающейся станцией. С первой попытки, при помощи Алёхина и всего ЦУПа, сделать это не удалось (кстати, настоящий Джанибеков пристыковался как раз с первой попытки!). Тогда Фёдоров ждёт, когда они уйдут из зоны радиовидимости, и всё сделал сам самым рискованным методом, не слушая «друга» (сразу оговорюсь, с точки зрения реальности, стыковка показана нереально, но захватывающе). Далее мы слышим следующий диалог:
«… [сцена в корабле на 37-ой минуте]
А: – Гаси. Гаси скорость! Врежемся!
Ф: – Есть стыковка. Есть мехзахват. Начинаем стягивание. Виктор! А теперь давай успокоимся. Зачем нам крутиться без толку?
А: – Ты сумасшедший псих!
Ф: – Мы пристыковались.
А: – Я отказываюсь продолжать полет вместе с тобой, слышишь!
Ф: – Вить, куда ты денешься?
Я вижу психологическая совместимость кино-космонавтов на все 100%. Далее по фильму становится понятно, что Фёдоров – асоциальный элемент: власть (советскую) ни во что не ставит, хранит и употребляет на станции алкоголь, не следует приказам начальства и т.д. Отсюда возникает вопрос: как его в предыдущие полёты пускали? И если это самый лучший космонавт, то какие тогда остальные?
Космонавт Фёдоров и его жена.
Ещё одна интересная находка сценариста. Я не могу понять, чем жена Фёдорова недовольна. Благосостоянием семьи, которое благодаря её мужу-космонавту одно из лучших во всём Союзе? Тому, что муж несколько раз за всю жизнь слетает в космос на работу как в командировку? Или она за жизнь его беспокоится? В качестве примера приведу только одну цитату:
«… [Сцена в ресторане на 24-й минуте]
Жена Фёдорова: – За что пьем?
Фёдоров: – Лечу завтра на Байконур с Витей.
Ж: – Ты шутишь?
Ф: – Через неделю в космос.
Ж: – Ты же списан.
Ф: – Так получилось. Без меня не справляются. Нужно вручную стыковаться. Все будет хорошо. Не переживай.
Ж: – Да пошел ты, знаешь куда!
Ф: – Нин...
Ж: – Скажи, что там такого в твоем этом проклятом космосе, на что ты променял нас с Олей?...»
Также мне непонятен диалог Фёдорова с женой в спальне (в двух частях), когда он пролетает над Мадагаскаром. Я понимаю ровно одно – создатели фильма выводят образ не космонавта, а современного человека с интеллектом подростка, которому всё побоку. И становится неприятно вдвойне, когда понимаешь, что издевательству подвергаются представители трудовой профессии, где люди рискуют жизнью и тратят здоровье, а получая взамен такое вот кино.
Зима близко на станции «Салют-7».
Самым интересным допущением сценаристов и режиссёра стал снег на орбитальной станции. Действительно, всё могло быть так, как показано в кино, т.к. в том самом «Роднике» один бак был заполнен полностью, второй частично. Теоретически такое могло произойти, но не произошло (к всеобщей радости). Дело в том, что вода в невесомости приобретает новые свойства, которые затрудняют её удаление ото всюду. Если бы на станции было бы столько воды на приборах, то, скорее всего, станцию бы затопили, т.к. высушить её было бы невозможно: каждая капелька на контактах – гарантированное короткое замыкание. На станции позже стал выпадать конденсат на панелях, который и удаляли космонавты, а не с плат и приборов. Но выглядело красиво.
Алёхин и рожающая жена.
В фильме показали душещипательные моменты нервных родов жены Алёхина. Он ждал дочку, чтобы стать «настоящим космонавтом». Сначала про этот миф: насколько я понимаю, Валерий Фёдорович Быковский – «не настоящий космонавт» (который был из первой шестёрки!), ведь у него два сына… А Комаров Владимир Михайлович видимо наполовину, ведь у него и сын, и дочь. Стыдно такие выверты делать! Но вернёмся к реальным событиям. На самом деле у Виктора Петровича Савиных не было на момент полёта беременной жены, но была дочка, которая за время полёта успела закончить школу и поступить в МГУ. Я, конечно, не знаю, но мне, как родителю, хотелось бы как-то поучаствовать и быть рядом в такие знаменательные дни своего ребёнка, как последний звонок и выпускной. Было бы мастерство у сценариста и режиссёра…
Фёдоров и антиалкогольная кампания.
Отдельным моментом запомнилась сцена распития водки в космосе. Мало того, что в невесомости это может стать смертельным трюком, так и то, как они её употребляют, вызывает, если не омерзение, то как минимум несколько вопросов. Например, если их действительно никто не видит, то почему они её пьют без закуски? Где хоть какое-то уважение друг к другу и к зрителю. Покажите, что вы знаете как пить водку! Я требую! Пока не верю! А попутно этому происходят интересные антисоветские диалоги с очень странными смыслами, в том числе про сухой закон. Кстати, если уж хотели это показать, то достаточно было воспроизвести фрагмент из книги Савиных о том, как перед отлётом на космодром был банкет, где не было ни капли спиртного. Самое интересное, что книгу они точно читали и в этом фрагменте можно увидеть её короткое «камео».
Юмор и пасхалки.
Давайте объективно поговорим о том, что ещё понравилось в этом фильме. Были шутки и, как мне кажется, неплохие: грузинский «Ну, погоди!», песня водовоз, шутка про ориентацию корабля и девушку и т.д. Это действительно большой плюс, т.к. в современном кино словесного юмора почти нет, закончился. Помимо этого, мне очень понравилось внимание к деталям: при открытии станции на столе были прикреплены «хлеб-соль», при разморозке крупно показали портрет Гагарина и т.д. Могло же получиться хорошее кино! Ну нет у фильма хорошего сценария!
Выводы.
Я недавно начал следить за новым космическим кинопроектом – фильмом «Вызов». Дело в том, что режиссёр и сценарист Клим Шипенко был в тех же должностях на фильме «Салют-7». Снимает он хорошо, но в обоих фильмах в сценаристах значится по четыре человека, включая его самого. Получится всё также плохо в смысловом плане? Если объединить два фильма целостной идеей, то получился бы отличный фильм, который был бы на самом деле основан на реальных событиях:
- Авария на станции из-за ошибки на Земле;
- Поиск настоящего профессионала, который не может полететь, потому что по всем показателям посылать его в космос опасно для его жизни (сознательное самопожертвование);
- Тоска по дому, где происходят важные земные события, в которых космонавту невозможно принять участие;
- Сложнейшая операция по стыковке, которую не делал никто в мире;
- Работа в экстремальных условиях на обледеневшей станции;
- Расставание друзей, которые прошли целый ворох испытаний на этой станции – один уходит по здоровью на Землю, второй остаётся с новым экипажем;
- Появление больного члена экипажа, запущенного допущенного к полёту в результате сговора с врачами;
- И здесь можно было бы добавить немного фантастики – полёт в космос девушки-хирурга для срочной операции, т.к. пациент становится нетранспортабельным! Также можно добавить какую-нибудь серьёзную нештатную ситуацию при спуске с орбиты.
Я, конечно, не претендую на звание сценариста, но, если обыграть каждый тезис, можно было бы снять неплохое кино, а может быть и в двух частях. Пока же задумываешься над тем, что лучше бы они взяли всю эту замечательную графику, пустили её в виде видеоряда, а под неё зачитали бы книгу В.П. Савиных – пользы было бы больше.
А на сегодня всё! На этом цикл, посвящённый аварии на орбитальной станции «Салют-7» объявляю закрытым! Если было интересно, подписывайтесь на канал, пишите комментарии и ставьте пальцы вверх. До новых встреч!
Для желающих ознакомиться с реальной историей, оставляю ссылку на всю подборку Авария на орбитальной станции "Салют-7" и на первую статью Авария на станции «Салют-7». Часть 1. Драма на Земле.
Ещё одна бонусная статья : Современники об аварии на орбитальной станции "Салют-7"
.