Найти тему

Фактура в музыке у классических гитаристов

Оглавление

В этой статье расскажу, на какие слои делится музыка и что классическим гитаристам с этим делать. Начну с того, что в мире академической музыки есть инструменты, которые могут играть полную фактуру, а есть, которые не могут. Музыкальные произведения в ДШИ по классу классической гитары по своей фактуре можно сказать делится на три слоя: мелодия, аккомпанемент, бас.

Давайте сначала посмотрим примеры, какие инструменты могут играть полную фактуру (мелодию, аккомпанемент и бас одновременно), а какие не могут.

Например, эти инструменты играют только мелодию.
  • Флейта
  • Скрипка
  • Домра
  • Кларнет
А Эти музыкальные инструменты играют полную фактуру (мелодию, бас и аккомпанемент):
  • Фортепиано
  • Баян
  • Гитара классическая

То есть флейта играет только мелодию, а классическая гитара играет и бас, и аккомпанемент, и мелодию одновременно.

Каждую фактуру следует играть по-разному.

Мелодия она самая главная, поэтому ей нужно уделять много внимания и играть громче, чем всё остальное.

Аккомпанемент — это помощник мелодии, он лишь помогает и не должен перебивать мелодию или путаться в ней.

Бас — это опора в музыке, пульс и метроритм.

Любому гитаристу важно очень уметь отличать мелодию от аккомпанемента. Поясню, дело в том, что в гитарных нотах вся фактура пишется на одной строчке, поэтому неудобно и не всегда понятно где мелодия, а где аккомпанемент. Вот посмотрите пример:

Пример полной фактуры в гитарных нотах
Пример полной фактуры в гитарных нотах

Приходится учиться различать, где какая фактура, со временем получается всё быстрее и быстрее, главное — понять принцип. Я своим ученикам всегда помечаю в нотах, где аккомпанемент, чтобы стало понятно.
А вот пример, где я раскрасил мелодию в зелёный цвет, бас — в красный, а аккомпанемент — в синий. Так понятнее?

Цветная фактура.
Цветная фактура.

Из примера видно, как тесно полной фактуре умещаться в одной строчке. Смешиваются паузы, и с нотами, и штили переплетаются, на вид так сплошная путаница. В чёрно-белом варианте нет такого большого количества пауз, они не пишутся, чтобы не было визуального шума, а нам нужно научиться понимать логику и замысел автора. Всё приходит с практикой и опытом.
На фортепиано две строчки, и там отчётливо видно, где бас, где аккомпанемент, а где мелодия.

ноты для фортепиано
ноты для фортепиано

На первой строчке мелодия, а на второй аккомпанемент и бас. Гораздо больше места для нот и гораздо понятнее, что где находится.


Важно понимать, что каждый из этих элементов нужно играть по-разному. Мелодию нужно выделять, потому что она главная, аккомпанемент нужно играть тише, потому что он лишь помощник мелодии и должен звучать тише, а бас должен играться вовремя, точно и достаточно громко.


Как отличить аккомпанемент от мелодии? Важное отличие мелодии от аккомпанемента в том, что мелодию мы обычно напеваем, а аккомпанемент — нет. Например, если нам понравилась какая-то песня, то мы напеваем понравившуюся мелодию и ничего больше.


Если и бас, и аккомпанемент, и мелодию играть одним звуком, то будет слушаться непонятно. Современная музыка устроена так, что всё своё внимание нужно обращать на мелодию. А если мелодия будет смешиваться с аккомпанементом, то будет непонятно, где мелодия, и непонятно будет, что в первую очередь нужно слушать и на чем концентрироваться.

Поэтому, чтобы не запутать слушателя, нужно выделять мелодию, а аккомпанемент играть тише.
Вот послушайте нотный пример ниже, чтобы иметь представление.

Выводы:
Гитаристу важно научиться в нотах отличать мелодию от аккомпанемента, и важно уметь правильно играть мелодию по звуку и правильно играть аккомпанемент. Про бас, конечно, тоже помним.

В этой статье я писал проблему многих начинающих классических гитаристов. К сожалению, молодые гитаристы, но и не только молодые довольно-таки нередко смешивают аккомпанемент с мелодией, от этого страдает слушатель.

Моя задача как преподавателя — научить маленьких классических гитаристов соблюдать правила игры музыкальной фактуры.