В этой статье расскажу, на какие слои делится музыка и что классическим гитаристам с этим делать. Начну с того, что в мире академической музыки есть инструменты, которые могут играть полную фактуру, а есть, которые не могут. Музыкальные произведения в ДШИ по классу классической гитары по своей фактуре можно сказать делится на три слоя: мелодия, аккомпанемент, бас.
Давайте сначала посмотрим примеры, какие инструменты могут играть полную фактуру (мелодию, аккомпанемент и бас одновременно), а какие не могут.
Например, эти инструменты играют только мелодию.
- Флейта
- Скрипка
- Домра
- Кларнет
А Эти музыкальные инструменты играют полную фактуру (мелодию, бас и аккомпанемент):
- Фортепиано
- Баян
- Гитара классическая
То есть флейта играет только мелодию, а классическая гитара играет и бас, и аккомпанемент, и мелодию одновременно.
Каждую фактуру следует играть по-разному.
Мелодия она самая главная, поэтому ей нужно уделять много внимания и играть громче, чем всё остальное.
Аккомпанемент — это помощник мелодии, он лишь помогает и не должен перебивать мелодию или путаться в ней.
Бас — это опора в музыке, пульс и метроритм.
Любому гитаристу важно очень уметь отличать мелодию от аккомпанемента. Поясню, дело в том, что в гитарных нотах вся фактура пишется на одной строчке, поэтому неудобно и не всегда понятно где мелодия, а где аккомпанемент. Вот посмотрите пример:
Приходится учиться различать, где какая фактура, со временем получается всё быстрее и быстрее, главное — понять принцип. Я своим ученикам всегда помечаю в нотах, где аккомпанемент, чтобы стало понятно.
А вот пример, где я раскрасил мелодию в зелёный цвет, бас — в красный, а аккомпанемент — в синий. Так понятнее?
Из примера видно, как тесно полной фактуре умещаться в одной строчке. Смешиваются паузы, и с нотами, и штили переплетаются, на вид так сплошная путаница. В чёрно-белом варианте нет такого большого количества пауз, они не пишутся, чтобы не было визуального шума, а нам нужно научиться понимать логику и замысел автора. Всё приходит с практикой и опытом.
На фортепиано две строчки, и там отчётливо видно, где бас, где аккомпанемент, а где мелодия.
На первой строчке мелодия, а на второй аккомпанемент и бас. Гораздо больше места для нот и гораздо понятнее, что где находится.
Важно понимать, что каждый из этих элементов нужно играть по-разному. Мелодию нужно выделять, потому что она главная, аккомпанемент нужно играть тише, потому что он лишь помощник мелодии и должен звучать тише, а бас должен играться вовремя, точно и достаточно громко.
Как отличить аккомпанемент от мелодии? Важное отличие мелодии от аккомпанемента в том, что мелодию мы обычно напеваем, а аккомпанемент — нет. Например, если нам понравилась какая-то песня, то мы напеваем понравившуюся мелодию и ничего больше.
Если и бас, и аккомпанемент, и мелодию играть одним звуком, то будет слушаться непонятно. Современная музыка устроена так, что всё своё внимание нужно обращать на мелодию. А если мелодия будет смешиваться с аккомпанементом, то будет непонятно, где мелодия, и непонятно будет, что в первую очередь нужно слушать и на чем концентрироваться.
Поэтому, чтобы не запутать слушателя, нужно выделять мелодию, а аккомпанемент играть тише.
Вот послушайте нотный пример ниже, чтобы иметь представление.
Выводы:
Гитаристу важно научиться в нотах отличать мелодию от аккомпанемента, и важно уметь правильно играть мелодию по звуку и правильно играть аккомпанемент. Про бас, конечно, тоже помним.
В этой статье я писал проблему многих начинающих классических гитаристов. К сожалению, молодые гитаристы, но и не только молодые довольно-таки нередко смешивают аккомпанемент с мелодией, от этого страдает слушатель.
Моя задача как преподавателя — научить маленьких классических гитаристов соблюдать правила игры музыкальной фактуры.