Байдена, похоже, заманили в такую ловушку, пытаясь выбраться из которой он получит куда больше проблем, чем если просто смирится. Потому что вся история вокруг решения ОПЕК+ о снижении добычи – это такой «план внутри плана», «секрет внутри секрета». Основная идея там лежит на поверхности, и её все обсудили, а вот второе дно, которое касалось попыток США раскачать Ближний Восток и вернуть в активную игру Иран – и есть самое интересное! Вот только по мнению экспертов, это именно та игра, за которую Байдену лучше даже не браться, потому что все его нынешние проблемы померкнут по сравнению с тем политическим армагеддоном, который готовят арабские страны при попытках интриговать вокруг иранской темы…
Созданная для Байдена проблема лежит на поверхности и очевидна всем: решение принято где-то за месяц до выборов, и создаёт проблемы для демократов сразу в двух плоскостях.
Первое – это немедленно начавшаяся политическая критика со стороны республиканцев, причём эти злые люди используют тот же самый аргумент, о котором не раз и не два говорили в России, называется: «А что вдруг-то?!.»
Все привыкли, что чуть ли не сразу после Второй мировой монархии Персидского залива попали под крыло США, и под дивные сказочки про «демократию» и торжество «свободного мира», Штаты (причём вместе с Европой) замечательным образом закрывали глаза на самую откровенную монархию образа 19 и даже 18 века на Ближнем Востоке.
Впрочем, никакой загадки там не было: процветание Запада во многом держалось на этом блестящем сотрудничестве, в чём, собственно, и состоит теперь главная претензия: так что же у тебя вдруг, дедушка Байден, глаза-то открылись?!. Причём с таким откровенным ущербом для США? Между прочим, сам же Байден до этого и во главе сенатского Комитета по международным делам, и будучи уже в Белом доме при Обаме – всё так же отлично вёл дела с арабами – и, кстати, с огромной прибылью для США. Так чего же вдруг решил «прозреть», да ещё и столь неудачно?!
Вот примерно это всё и выкатывают Байдену республиканцы, и вменяемых ответов, надо признать, на это всё не существует! Когда США понадобилось объяснить, чего они вдруг на Россию обрушили все санкции мира, так в Вашингтоне хоть озаботились спровоцировать и распиарить конфликт. А вот с Ближним Востоком ничего подобного не было: просто вдруг заявили «так жить нельзя», и пообещали превратить Саудовскую Аравию в «государство-изгоя».
Впрочем, это лишь начало байденовских бед, сейчас дальше расскажем, а пока…
Вторая же часть проблем для Демпартии США в том, что ОПЕК+ только пообещал сократить добычу нефти, а вот цены на неё начали ползти вверх немедленно, за 3 недели до введения в силу всех согласованных мер…
И это логично, рынок понимает главное: если топливо гарантированно подорожает, значит, все кинутся его покупать уже сейчас, пока оно ещё более доступно, а значит – возникнет дефицит и какой-то рост цен начнётся немедленно, а уж с ноября месяца он просто усилится ещё больше. Именно эти ожидания и вызывают рост цен котировок: что может ответить Байден на всё это – решительно непонятно! Любая экономическая логика с неизбежностью доказывает, что именно так всё и будет!
Поэтому аналитики начинают прогнозировать возможные ответные шаги Белого дома. Надо сказать, что никто из вменяемых политологов даже не ждёт, что решение ОПЕК+ удастся изменить, или склонить к «измене» кого-то из членов картеля, и уж тем более – всего за месяц, который остаётся нынешней администрации, чтобы это всё уладить. Любой мало-мальски реалистичный аналитик просто задаётся вопросом, где Байден сможет взять нефть.
Самый очевидный путь – это продолжать опустошать стратегические запасы США, хотя республиканцы за это и так наехали уже очень жёстко, причём справедливость критики была такова, что Байдену пришлось пойти на попятный и отказаться от дальнейшего высвобождения нефти из этого источника.
Проблема в том, что даже при всей нелюбви к собственному нефтегазовому сектору, Байден не может не понимать одного: выкачав все запасы, он оставит последний механизм контроля за ценами – квотирование экспорта, а говоря проще – вынужден будет всю добычу нефти запереть в США и запретить её экспорт за пределы страны или как минимум – жёстко ограничить. Выбывшие объёмы тут же заместят всё те же страны ОПЕК+, включая и Россию, ослабить которые Байден так хотел, а получается – вынужден будет их усилить, отдав им ту долю рынка, которую раньше контролировали американские компании. Этого Байден не хочет страшно, но дело в том, что два других варианта – они ещё хуже! Сейчас их назовём, а пока…
Дело в том, что два других варианта называются Венесуэла и Иран! Причём не следует забывать, что договориться с Венесуэлой уже пробовали, и мягко говоря – не преуспели. А говоря жёстко – это было позорное фиаско, от которого администрацию очень долго потом трясло, настолько жёсткие ответы они получили от Мадуро.
А что касается Ирана… А тогда чего бы уж сразу с Россией не помириться? Дело в том, что Иран демонизирован в США чуть ли не больше России, потому что с нами-то у них хотя бы был 30-летний период небольшого потепления, который люди ещё помнят, а с Ираном такого не было никогда!
Любая оппозиция задаст один-единственный вопрос, который будет бить наповал: то есть Саудовская Аравия, с которой США дружили несколько поколений – она для вас недостаточно демократическая, и там плохо с правами человека, а вот Иран – якобы в самый раз?! И может не сработать даже самый прагматичный расчёт. Никакая польза не перевесит более чем 60-летнюю антииранскую пропаганду.
Впрочем, и это будет ещё не конец проблем: подкинут свою толику и арабские страны, а как они могут умело подкинуть – мы вот прямо сейчас наблюдаем, мало не покажется! Дело в том, что им тоже совсем не нужен выход на рынок Ирана с его нефтью и газом. И кинуть ответочку они могут очень мощно…
Так что, как ни странной, самый примитивный и плохой вариант – опустошить стратегические запасы США – ещё не самый плохой для Байдена лично! Потому что всё остальное, оказывается, гораздо хуже. И можно не сомневаться, что политический тупик, в который его столь эффективно загнали, будут использовать каждый день до промежуточных выборов. Дедушке Джо это будет крайне неприятно.