Школьная форма – явление не новое, но споры о пользе или вреде подобной «уравниловки» не умолкают и по сей день. Одни говорят, что одинаковая одежда позволяет нивелировать социальное неравенство среди учащихся. Другие утверждают, что это один из ключевых факторов, лишающих подростка индивидуальности. Третьи же настаивают на том, что из учебного процесса необходимо исключить всё, что отвлекает от занятий, и что дети лучше усваивают материал, будучи менее персонифицированными, то есть «как все». Так кто же прав? И чего от единой учебной формы больше вреда или пользы?
Польза.
Школьная форма, как явление, формирует коллективную идентичность, как бы подчеркивая принадлежность к определенной группе. Еще один немаловажный фактор – она выравнивает социальную иерархию, избавляя от необходимости доказывать свой статус в ней. Благодаря ей, учащиеся, чьи родители имеют низкий доход, не будут подвергаться унижениям и прессингу. Форма способствует появлению рабочей атмосферы, потому что не зацикленные на собственной внешности учащиеся, более вовлечены в рабочий процесс. В коллективах, где используется групповой стиль в одежде, выше показатели успеваемости и лучше дисциплина.
Вред.
Но не все так радужно. Для начала, не стоит забывать, что школьная форма – не самая дешевая одежда. Родители все равно вынуждены покупать вещи для повседневного ношения, а это значит, что форма превращается в дополнительные расходы. К тому же необходимость одеваться в едином стиле, негативно скажется на учениках нестандартного телосложения. При выборе костюма, родители таких ребят, обычно, руководствуются особенностями анатомии и комплекции. Кто-то из них будет испытывать стеснение или стыд, а некоторые и физический дискомфорт.
К тому же одинаковая одежда, напрочь убивает индивидуальность. Отсутствие возможности самовыражаться может негативно сказаться на самооценке ребенка и на его отношении к себе, снизить планку его творческих способностей.
Выходит, что нельзя прийти к однозначному выводу. Но если и вводить форму, то единым дизайном по всей стране, а не оставлять решение этого вопроса на откуп директорам школ, дабы исключить коррупционную составляющую. Я думаю, что в большинстве городов России так: некий предприниматель, используя связи, монополизирует эту отрасль и сам устанавливает цены по региону.
Так чего же больше: плюсов или минусов, что важнее индивидуальность стремительно развивающейся личности, или дисциплина в школе?
Вот в чем вопрос...