Найти тему

Once Upon a Time in America

Оглавление

Что это и о чём

Фильм снят в 1984 году итальянским режиссёром Серджио Леоне, который работал над такими картинами, как "За пригоршню долларов", "Последние дни Помпеи" и "Афродита, богиня любви", в формате ретроспективы, когда в ленте комбинируются разные временные отрезки. События киноленты охватывают 20-ые, 30-ые и 60-ые годы прошлого века и рассказывают зрителю историю подростков, живших в еврейском районе города Нью-Йорк, а в качестве идеи была взята автобиографичная книга Гарри Грея "The Hoods"\"The Neighbourhoods", которую в России знают как "Гангстеры". Интересный факт. Леоне потратил годы на то, чтобы получить авторские права на книгу, но оно того стоило. Весь колорит жизни главных героев, которые мечтали заработать и занимались любой "грязной", с точки зрения закона, работой снятый Леоне и его операторами, за что им отдельное спасибо, передаётся зрителю под композиции Эннио Морриконе и вызывает ощущение переживания событий, словно зритель сам стоит рядом с Максом, Простаком и Косым, когда Лапшу увозят в тюрьму за убийство местного криминального босса Багси и полицейского, который хотел его задержать.

В 30-ые годы мелкие воришки, у которых в головах был только один вопрос и касался он только выпечки из лавки Толстяка Мо и девушек, заматерели и поднялись на алкогольном бизнесе, который тоже был нелегален, потому что закон в те годы был "сухой" и любой алкоголь в Америке был под запретом. И тут мы уже видим гениальную игру Скотта Тейлора, всё так же прекрасно переданную операторами. В сюжетной части 20-ых годов это место занял, лично для меня, Джеймс Руссо, исполнивший роль Багси.

В банде, которая окончательно стала бандой после успешно провёрнутой сделки с одной местных фабрик алкоголя, изначально было два лидера. Первый, Девид "Лапша" Ааронсон (Скотт Тейлор, Роберт де Ниро) и Максимилиан "Макс" Беркович (Расти Джейкобс и Джеймс Вудс). Когда они смогли полностью договориться о совместном ведении дел, это пошло на пользу всем. Предпосылки к созданию такой "семьи" появились, когда сообщники положили чемодан в ячейку на вокзале, назвав его "общим фондом, деньги которого принадлежат всем и никому по отдельности".

Так же в 30-ые годы Джеймс выходит из тюрьмы и видит, что сухой закон процветает во всех смыслах и углах. Наравне с ним процветает и его банда, которая содержит, нелегально конечно, питейное заведение. Со временем сообщники начинают браться за более серьёзную работу, связанную с ограблениями и убийствами. К ним обращаются политики, которые не хотят пачкать руки, но хотят решить вопрос с профсоюзом и боссами сталелитейного завода. Тут начинается первый раскол. Джеймс не хочет лезть в политику, аргументируя это тем, что денег и без того достаточно и не за чем заниматься чем-то ещё. Макс же, напротив, очень хочет взяться за эту работу, ведь речь идёт о "реальных деньгах". Вторая размолвка случается когда Максу приходит в голову идея ограбить Федеральный резервный банк Нью-Йорка. Джеймс же понимает, что это им не по силам, и принимает решение сдать полиции время следующей переправы алкоголя. В результате этого все члены банды погибают, о чём трубят во всех газетах.

События 60-ых годов, которые являются основным временным отрезком начинаются с того, что Джеймс приходит на вокзал, где 40 лет назад все сложили свой первый "общак" и обнаруживает в ячейке кейс с суммой денег и запиской от некоего министра Бейли. Этим самым министром оказывается не кто иной, как старый друг Макс, которого считают мёртвым ещё со времён той перестрелки. Он рассказывает, что инсценировал свою смерть, чтобы легализоваться и выйти с улицы и теперь у него новый, последний заказ. Убить министра Бейли. Однако Джеймс отказывается и говорит ему, что тот сумасшедший, и делает вид, что не знает Макса, обращаясь к нему исключительно по фамилии Бейли. Он говорит Бейли, что не понимает, о чём тот говорит, и что тот ему ничего не должен, а также то, что раньше они и убивали людей, выполняли разные заказы, но они никогда бы не пошли на такой контракт. В конце концов главный герой остался непреклонен и ушёл через чёрный ход, через который чуть позже выходит Макс и исчезает в мусороразмельчителе.

Моё мнение о фильме.

Фильм хорош. Во всём. Есть, конечно, отрицательные моменты, которые я не очень воспринимаю, но они незначительны, дополняют сюжет и, наравне с прочим, создают атмосферу того времени. Это фильм без прекрас, который показывает реальность такой, какая она есть. Без романтизма, которым любят часто разбавлять краски таких фильмов. С точки зрения сценария, над которым сначала работал сам режиссёр, а после передал его сценаристам Норману Мэйлеру и Стюарту Камински, он так же хорош. Операторы того времени, снимавшие всё на плёнку, должны и даже обязаны быть настоящими мастерами. И они были. Правильно подобранные ракурсы и планы каждого кадра отлично передали город и людей каждого временного отрезка. Актёрский состав, который отобрали из более чем 200 человек, и на места в котором претендовали такие личности как Жерар Депардьё, обещавший выработать у себя американский акцент, реально вжился в роли. Кроме того была задача найти подростков, которые были бы максимально схожи с актёрами основных ролей. Так случился дебют Дженнифер Коннелли, сыгравшей Дебору, сестру Толстяка Мо, в детстве. Один из мометов, которые стоит выделить это её лицо, после потасовки Макса и Джеймса в Багси. Когда она заперла дверь и стояла рядом с ней, слушая, как Джеймс просит её открыть.

К чему всё это? К тому, что работа над фильмом была проделана колоссальная на всех этапах его производства. И в итоге это вылилось в 10 часов, которые урезали сначала до шести, а потом до четырёх, которые были представлены публике. Но эти четыре часа однозначно заслуживают место в сотне лучших фильмов, равно как и все награды, полученные после.

Моя же персональная оценка такая:

Сценарий: 9/10

Постановка: 8/10

Работа операторов: 10/10

Работа актёров: 10/10

Подбор локаций: 10/10

Средняя оценка: 9,4/10