Биография Эрика Брайана Пейли – предпринимателя, раннего инвестора Uber и TradeDesk
"Одно из моих основных убеждений заключается в том, что большинство лучших основателей преследуют идеи, которые на первый взгляд кажутся странными и замечательными.” (с) Эрик Пейли
Кто из людей, интересующихся инвестициями, не знает, что профессор Дэвид Черитон выписал Сергею Брину и Ларри Пейджу чек на $100 тыс. в 1998-м, когда Google еще не существовало, а Питер Тиль стал первым сторонним инвестором местечкового стартапа гарвардских студентов Facebook? Наш сегодняшний герой не так знаменит, он принадлежит к другому поколению бизнес-ангелов, но его достижения впечатляют. Умный, тонкий, образованный человек, удачливый предприниматель и вдумчивый, но рисковый инвестор, ищущий нестандартно мыслящих основателей, Эрик Пейли по праву считается одним из лучших частных венчурных капиталистов в мире.
Выпускник “Лиги плюща”
“Эрик, должно быть, при рождении случайно выпил сыворотку правды. Он считает, что быть откровенным гораздо важнее, чем что-либо ещё. Иногда я не могу поверить в то, что он говорит людям, поэтому боюсь, что его могут не воспринять. Но, удивительное дело, он может делать это с сочувствием, и люди, кажется, действительно ценят его откровенный подход.” (с) Ширли Пейли
Лонг-Айленд – самый густонаселенный остров США. Он расположен недалеко от Нью-Йорка и соединяется с “большим яблоком” сетью тоннелей и мостов. Остров часто называют “лазурным берегом”, ведь на нем расположены самые престижные пляжи Хэмптонса, где любит отдыхать аристократия и бизнес-элита, старинные особняки, парки. Есть на Лонг-Айленде собственный деловой центр, с офисами и небоскребами, но основная застройка – частная, типичная “одноэтажная Америка”.
Именно это приятное, спокойное (в отличие от Нью-Йорка) и недешевое место выбрала местом жительства пара молодых врачей: акушер-гинеколог Уинстон Пейли и его жена, психотерапевт Виктория Пейли. В 1977-м у пары родился второй сын, Эрик Брайан. Мальчик отлично учился, занимался в дискуссионном клубе и мечтал заняться политикой и юриспруденцией. Недаром его любимый фильм до сих пор “Западное крыло” – сериал о работе администрации вымышленного президента США.
Если молодой человек хочет заниматься политикой или стать крупным юристом, способен сдать сложные вступительные экзамены, обладает большими средствами, то ему дорога в один из элитных университетов “Лиги Плюща”. Выбор большой: Гарвард, Принстон, Браун, Йель, Колумбийский, Дартмут, Корнель или университет Пенсильвании. Там студенты не только приобретают знания и престижный диплом, они обзаводятся связями, без которых карьеру в политике построить непросто.
Эрик выбрал Дартмутский колледж, частный научно-исследовательский ВУЗ. Среди его выпускников три нобелевских лауреата, множество знаменитых политиков, общественных деятелей. Пейли с отличием окончил университет в 1998-м с дипломом бакалавра политических наук. Перед ним были открыты все двери. Эрик выбрал The Monitor Group в Нью-Йорке. Эта фирма оказывает консалтинговые услуги по аналитике, стратегическому планированию политикам, руководителям корпораций, правительствам разных стран, например печально известному Муаммару Каддафи.
Первый бизнес
“У Эрика есть страсть и честность. Он становится одержим тем, во что вкладывает энергию и время. Я вижу это каждый день, когда он говорит о стартапах и создании отличного бизнеса.” (с) Ширли Пейли
В 1999-м Эрик ушел из консалтинговой компании, так как решил, что зря тратит время, а роль консультантов в бизнесе и политике сильно преувеличена – они нужны, по мнению Пейли, только для того, чтобы подтвердить и оправдать уже принятые решения. Он захотел уволиться уже через полгода, но тогда пришлось бы вернуть подъемные. Поэтому и потому, что всегда соблюдает условия договоров, он доработал до года. Последние шесть месяцев Эрик обдумывал, какое дело можно открыть, не имея большого стартового капитала.
Вместе с родным братом и двоюродной сестрой, которых Эрик уговорил бросить постоянную работу, он основал небольшую компанию Abstract Edge Solutions. Молодые люди занялись созданием сайтов. Клиентами были торговые фирмы и общественные движения. В частности, они разработали страницу сбора пожертвований для “Марша миллионов мам”, женского движения за ограничение свободного ношения оружия, которое появилось после перестрелки в одном из национальных центров Лос-Анджелеса.
Компания имела успех и хорошо зарекомендовала себя в “Кремниевой аллее” – так называет себя технологическое сообщество в Нью-Йорке. Но через три года после открытия Эрик ушел. Он изначально планировал посвятить Abstract Edge пару лет, не больше, а затем продолжить образование. Это не самый популярный путь среди стартаперов, но дело было не в бизнесе, а в Ширли Шперлинг, невесте Эрика. Молодые люди познакомились в университете и после окончания ВУЗа девушка пошла в аспирантуру, в юридическую школу, а Эрик устроился на работу, с расчетом, что через некоторое время “догонит” невесту. По плану он должен был тоже получить диплом юриста и, как и Ширли пойти работать в офис окружного прокурора, переехать в Бостон. Но к тому времени Пейли уже вкусил жизни независимого предпринимателя и поэтому поступил в бизнес-школу Гарвардского университета (тоже совсем недалеко от Бостона).
Brontes Technologies – первые миллионы
“Если вы генеральный директор стартапа и сейчас у вас проблемы, не забывайте, что вы сами контролируете свою судьбу. Обещайте себе, что если вам будет трудно, это будет результатом ваших действий, а не бездействия.” (с) Эрик Пейли
По словам Пейли, в 2002-м даже в Гарвардской школе бизнеса особого энтузиазма не наблюдалось. Крах интернет-компаний и общий экономический спад не давали особых надежд предпринимателям. Две другие специализации: банковское дело и консалтинг – его не устраивали категорически. На лекциях Эрик познакомился с Дэвидом Френкелем, бизнесменом из ЮАР и Крисом Диксоном, программистом и стартапером из Нью-Йорка. В 2004-м они отправились в Массачусетский технологический университет, чтобы представить на конкурс очередной бизнес-план.
На мероприятии закрытия они встретились с аспирантом MIT, ученым-изобретателем доктором Хартом, который недавно получил грант в $250 тыс. и тоже участвовал в конкурсе. Он сказал молодым людям, что их идея интересная, но у него есть кое-что получше и пригласил в лабораторию. Это была авторская технология 3D-визуализации, созданная его командой. Ученым были нужны аспиранты школы бизнеса и предприниматели с опытом, чтобы помочь оценить коммерческий потенциал изобретения, а если он есть, разработать бизнес-план и найти инвесторов. Эрик и Дэвид подписали контракт. За почти год вместе с учеными они проверили больше 30 способов применения программы. Пока не остановились на… стоматологии.
Летом 2003-го доктор Харт, Эрик Пейли и Дэвид Френкель основали Brontes Technologies. Направление разработок было полностью сосредоточено на технологии 3D-сканирования полости рта, для дальнейшего изготовления коронок и протезов. Кстати, Эрик Пейли – один из обладателей патента на технологию Brontes. Рынок, что удивительно, был практически свободен – 90% дантистов по старинке пользовались слепками. Дэвид Френкель вложил в компанию собственные деньги, $500 тыс., как бизнес-ангел и воспользовался связями в деловом мире, чтобы привлечь к посевному финансированию несколько фондов. В общей сложности инвесторы вложили в стартап $8 млн.
За два года Brontes наладила связи со всеми ведущими фирмами своей отрасли. В 2006-м компании стали поступать предложения о покупке практически от всех крупных представителей бизнеса медицинской техники. Самые выгодные условия – $95 млн и самые лучшие перспективы для команды Brontes из 32-х человек предложила корпорация 3M. Эрик Пейли проработал в компании 2,5 года и дождался серийного выпуска аппарата Lava Chairsi, который продается до сих пор. Все это время он активно занимался частными инвестициями, как один, так и вместе с Дэвидом Френкелем и Крисом Диксоном. Среди них Opower (приобретена Oracle за $532 млн), TrialPay (приобретена Visa), LinkMedicine (приобретена AstraZeneca). Всего на момент увольнения, а это был конец 2008-го, кризис, он вложил деньги в 13 компаний.
Founder Collective
"Я думаю, что во многом причина, по которой венчурные капиталисты сосредотачиваются на каких-то определенных секторах, заключается в том, что это заставляет их чувствовать себя умнее. Вы представляете себя идейным лидером, который понимает, к чему все идет, а затем начинаете искать компании, которые соответствуют вашему представлению.” (с) Эрик Пейли
Идея основать собственный частный фонд зрела уже пару лет, но Пейли озвучил ее Дэвиду Френкелю только в 2009-м, во время поездки в ЮАР. Это был деловой и личный визит – жена Эрика, Ширли, родом из Южной Африки и давно мечтала посетить родные края. Дэвид ответил, что подумывает окончательно переехать в США и знает, что Пейли уже разговаривал с некоторыми бывшими инвесторами Brontes Technologies в надежде к ним присоединиться, но не очень уверен в необходимости создания фонда.
Эрик привел массу аргументов. Он проанализировал результаты работы обычных фондов и Дэвида. Первые выросли за год на 12%-14%, а частный инвестор – на 50%. Это была не одна большая победа, а серия небольших, но выгодных сделок на ранней стадии. Пейли убедил будущего партнера, что их фонд всегда останется небольшим, партнеры будут обладать равными долями и правами, чеки останутся на уровне бизнес-ангелов: от $50 тыс. до 1 млн.
Фонд Founder Collective – “Коллектив основателей” был зарегистрирован в 2009-м году в Кембридже, штат Массачусетс. Он состоял всего из восьми участников, некоторые из которых работали неполный день, потому что каждый из партнеров был основателем собственной компании в настоящем или в прошлом. Фонд изначально создавался с прицелом только на венчурные инвестиции на посевной, а, возможно, и предпосевной стадии. Подобных организаций в то время было не больше 30-ти на всю страну, в индустрии преобладали традиционные фонды. Сейчас их более трехсот.
"По сути, мы сидим по ту же сторону стола, что и основатель, становимся их лучшим союзником. Вы можете сделать это только в том случае, если останетесь действительно маленьким как фонд и как партнерство и останетесь верны своим ценностям.” (с) Эрик Пейли
В том же году Эрика ждал первый крупный успех. Бизнес-ангел до сих пор считает эту сделку лучшей. Он выписал небольшой чек стартапу TradeDesk, еще до того, как ее основатель Джефф Грин оставил основную работу. В 2016-м компания вышла на IPO и по результатам прошлого года ее капитализация – $40 млрд. Следующей выгодной сделкой (одной из самых успешных в бизнесе) стала инвестиция Пейли в 2010-м $95 тыс. в приложение вызова такси Uber Cab. Он поверил в идею, казавшуюся странной, но, по его собственным словам, бизнесмен любит чудесные, странные вещи. По условиям договора между партнерами Founder Collective суммы, не превышающие $100 тыс. они могут вкладывать по собственному усмотрению. Вера Эрика в странное принесла фонду в 2019-м $372 млн, после выхода Uber на рынок ценных бумаг.
Конечно, успех первых лет превзойти трудно, но, по мнению бизнес-издания Insider, в 2022-м Эрик Пейли занимает второе место среди ста частных венчурных инвесторов, благодаря целой череде небольших, но уверенно прибыльных выходов. Среди них Blissfully (приобретен Vendr за $100 млн), Codecademy (приобретен Skillsoft за $500 млн) и Finxera (приобретен PP Systems, сумма не раскрывается). Состояние инвестора эксперты оценивают приблизительно в $700 млн.
Своим секретом Эрик считает отсутствие зацикленности на какой-либо одной сфере деятельности стартапов, разумная экономия, сотрудничество с другими фондами и, конечно же, работа с предпринимателями, помощь и поддержка финансируемых компаний.
Эрик и Ширли
“Раньше я считал себя действительно хорошим спорщиком и постоянно выигрывал споры в течение первых шести лет наших отношений. Я не выиграл ни одного спора за последние пятнадцать лет, с тех пор, как Ширли окончила юридический факультет Нью-Йоркского университета. Из жалости она иногда просто уступает в чем-то, когда знает, что неизбежно выиграет, просто потому, что не хочет задеть мою самооценку.” (с) Эрик Пейли
Эрик и Ширли познакомились на первом курсе Дартмутского колледжа. Они жили в соседних общежитиях, часто пересекались на студенческих мероприятиях и уже с трудом вспоминают те времена, когда были не вместе. Ширли – блестящий юрист. Она начинала работать в офисе Апелляционного суда, а затем по совету мужа переключилась на консультирование технологических компаний и венчурных фондов. Миссис Пейли активный благотворитель. Она состоит в Бостонском комитете по защите детей KIND, и в ассоциации помощников пожилым людям. Эрик занимается финансовой помощью студентам Гарварда – оплачивает стажировки на лучших технологический предприятиях Кремниевой Долины и Восточного побережья. У пары двое детей: Зои и Сэм, несколько собак. Они живут в Лексингтоне, штат Массачусетс.
Читайте также:
- Билл Гейтс: первый из многих
- Стив Андерсон: одинокий волк Кремниевой Долины
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем – установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!