Найти в Дзене
Gem Space Media

Эрик Пейли: “Великие предприниматели смотрят в небо, но твердо стоят на ногах”

Оглавление

Биография Эрика Брайана Пейли – предпринимателя, раннего инвестора Uber и TradeDesk

"Одно из моих основных убеждений заключается в том, что большинство лучших основателей преследуют идеи, которые на первый взгляд кажутся странными и замечательными.” (с) Эрик Пейли

Эрик Пейли
Эрик Пейли

Кто из людей, интересующихся инвестициями, не знает, что профессор Дэвид Черитон выписал Сергею Брину и Ларри Пейджу чек на $100 тыс. в 1998-м, когда Google еще не существовало, а Питер Тиль стал первым сторонним инвестором местечкового стартапа гарвардских студентов Facebook? Наш сегодняшний герой не так знаменит, он принадлежит к другому поколению бизнес-ангелов, но его достижения впечатляют. Умный, тонкий, образованный человек, удачливый предприниматель и вдумчивый, но рисковый инвестор, ищущий нестандартно мыслящих основателей, Эрик Пейли по праву считается одним из лучших частных венчурных капиталистов в мире.

Выпускник “Лиги плюща”

“Эрик, должно быть, при рождении случайно выпил сыворотку правды. Он считает, что быть откровенным гораздо важнее, чем что-либо ещё. Иногда я не могу поверить в то, что он говорит людям, поэтому боюсь, что его могут не воспринять. Но, удивительное дело, он может делать это с сочувствием, и люди, кажется, действительно ценят его откровенный подход.” (с) Ширли Пейли

Лонг-Айленд, деловой центр
Лонг-Айленд, деловой центр

Лонг-Айленд – самый густонаселенный остров США. Он расположен недалеко от Нью-Йорка и соединяется с “большим яблоком” сетью тоннелей и мостов. Остров часто называют “лазурным берегом”, ведь на нем расположены самые престижные пляжи Хэмптонса, где любит отдыхать аристократия и бизнес-элита, старинные особняки, парки. Есть на Лонг-Айленде собственный деловой центр, с офисами и небоскребами, но основная застройка – частная, типичная “одноэтажная Америка”.

Именно это приятное, спокойное (в отличие от Нью-Йорка) и недешевое место выбрала местом жительства пара молодых врачей: акушер-гинеколог Уинстон Пейли и его жена, психотерапевт Виктория Пейли. В 1977-м у пары родился второй сын, Эрик Брайан. Мальчик отлично учился, занимался в дискуссионном клубе и мечтал заняться политикой и юриспруденцией. Недаром его любимый фильм до сих пор “Западное крыло” – сериал о работе администрации вымышленного президента США.

Дартмутский колледж
Дартмутский колледж

Если молодой человек хочет заниматься политикой или стать крупным юристом, способен сдать сложные вступительные экзамены, обладает большими средствами, то ему дорога в один из элитных университетов “Лиги Плюща”. Выбор большой: Гарвард, Принстон, Браун, Йель, Колумбийский, Дартмут, Корнель или университет Пенсильвании. Там студенты не только приобретают знания и престижный диплом, они обзаводятся связями, без которых карьеру в политике построить непросто.

Эрик выбрал Дартмутский колледж, частный научно-исследовательский ВУЗ. Среди его выпускников три нобелевских лауреата, множество знаменитых политиков, общественных деятелей. Пейли с отличием окончил университет в 1998-м с дипломом бакалавра политических наук. Перед ним были открыты все двери. Эрик выбрал The Monitor Group в Нью-Йорке. Эта фирма оказывает консалтинговые услуги по аналитике, стратегическому планированию политикам, руководителям корпораций, правительствам разных стран, например печально известному Муаммару Каддафи.

Первый бизнес

“У Эрика есть страсть и честность. Он становится одержим тем, во что вкладывает энергию и время. Я вижу это каждый день, когда он говорит о стартапах и создании отличного бизнеса.” (с) Ширли Пейли

Эрик Пейли
Эрик Пейли

В 1999-м Эрик ушел из консалтинговой компании, так как решил, что зря тратит время, а роль консультантов в бизнесе и политике сильно преувеличена – они нужны, по мнению Пейли, только для того, чтобы подтвердить и оправдать уже принятые решения. Он захотел уволиться уже через полгода, но тогда пришлось бы вернуть подъемные. Поэтому и потому, что всегда соблюдает условия договоров, он доработал до года. Последние шесть месяцев Эрик обдумывал, какое дело можно открыть, не имея большого стартового капитала.

Вместе с родным братом и двоюродной сестрой, которых Эрик уговорил бросить постоянную работу, он основал небольшую компанию Abstract Edge Solutions. Молодые люди занялись созданием сайтов. Клиентами были торговые фирмы и общественные движения. В частности, они разработали страницу сбора пожертвований для “Марша миллионов мам”, женского движения за ограничение свободного ношения оружия, которое появилось после перестрелки в одном из национальных центров Лос-Анджелеса.

Гарвардский университет, штат Массачусетс
Гарвардский университет, штат Массачусетс

Компания имела успех и хорошо зарекомендовала себя в “Кремниевой аллее” – так называет себя технологическое сообщество в Нью-Йорке. Но через три года после открытия Эрик ушел. Он изначально планировал посвятить Abstract Edge пару лет, не больше, а затем продолжить образование. Это не самый популярный путь среди стартаперов, но дело было не в бизнесе, а в Ширли Шперлинг, невесте Эрика. Молодые люди познакомились в университете и после окончания ВУЗа девушка пошла в аспирантуру, в юридическую школу, а Эрик устроился на работу, с расчетом, что через некоторое время “догонит” невесту. По плану он должен был тоже получить диплом юриста и, как и Ширли пойти работать в офис окружного прокурора, переехать в Бостон. Но к тому времени Пейли уже вкусил жизни независимого предпринимателя и поэтому поступил в бизнес-школу Гарвардского университета (тоже совсем недалеко от Бостона).

Brontes Technologies – первые миллионы

“Если вы генеральный директор стартапа и сейчас у вас проблемы, не забывайте, что вы сами контролируете свою судьбу. Обещайте себе, что если вам будет трудно, это будет результатом ваших действий, а не бездействия.” (с) Эрик Пейли

3D-сканеры Lava Chairsi, разработка Brontes Technologies
3D-сканеры Lava Chairsi, разработка Brontes Technologies

По словам Пейли, в 2002-м даже в Гарвардской школе бизнеса особого энтузиазма не наблюдалось. Крах интернет-компаний и общий экономический спад не давали особых надежд предпринимателям. Две другие специализации: банковское дело и консалтинг – его не устраивали категорически. На лекциях Эрик познакомился с Дэвидом Френкелем, бизнесменом из ЮАР и Крисом Диксоном, программистом и стартапером из Нью-Йорка. В 2004-м они отправились в Массачусетский технологический университет, чтобы представить на конкурс очередной бизнес-план.

На мероприятии закрытия они встретились с аспирантом MIT, ученым-изобретателем доктором Хартом, который недавно получил грант в $250 тыс. и тоже участвовал в конкурсе. Он сказал молодым людям, что их идея интересная, но у него есть кое-что получше и пригласил в лабораторию. Это была авторская технология 3D-визуализации, созданная его командой. Ученым были нужны аспиранты школы бизнеса и предприниматели с опытом, чтобы помочь оценить коммерческий потенциал изобретения, а если он есть, разработать бизнес-план и найти инвесторов. Эрик и Дэвид подписали контракт. За почти год вместе с учеными они проверили больше 30 способов применения программы. Пока не остановились на… стоматологии.

Дэвид Френкель
Дэвид Френкель

Летом 2003-го доктор Харт, Эрик Пейли и Дэвид Френкель основали Brontes Technologies. Направление разработок было полностью сосредоточено на технологии 3D-сканирования полости рта, для дальнейшего изготовления коронок и протезов. Кстати, Эрик Пейли – один из обладателей патента на технологию Brontes. Рынок, что удивительно, был практически свободен – 90% дантистов по старинке пользовались слепками. Дэвид Френкель вложил в компанию собственные деньги, $500 тыс., как бизнес-ангел и воспользовался связями в деловом мире, чтобы привлечь к посевному финансированию несколько фондов. В общей сложности инвесторы вложили в стартап $8 млн.

За два года Brontes наладила связи со всеми ведущими фирмами своей отрасли. В 2006-м компании стали поступать предложения о покупке практически от всех крупных представителей бизнеса медицинской техники. Самые выгодные условия – $95 млн и самые лучшие перспективы для команды Brontes из 32-х человек предложила корпорация 3M. Эрик Пейли проработал в компании 2,5 года и дождался серийного выпуска аппарата Lava Chairsi, который продается до сих пор. Все это время он активно занимался частными инвестициями, как один, так и вместе с Дэвидом Френкелем и Крисом Диксоном. Среди них Opower (приобретена Oracle за $532 млн), TrialPay (приобретена Visa), LinkMedicine (приобретена AstraZeneca). Всего на момент увольнения, а это был конец 2008-го, кризис, он вложил деньги в 13 компаний.

Founder Collective

"Я думаю, что во многом причина, по которой венчурные капиталисты сосредотачиваются на каких-то определенных секторах, заключается в том, что это заставляет их чувствовать себя умнее. Вы представляете себя идейным лидером, который понимает, к чему все идет, а затем начинаете искать компании, которые соответствуют вашему представлению.” (с) Эрик Пейли

Эрик Пейли
Эрик Пейли

Идея основать собственный частный фонд зрела уже пару лет, но Пейли озвучил ее Дэвиду Френкелю только в 2009-м, во время поездки в ЮАР. Это был деловой и личный визит – жена Эрика, Ширли, родом из Южной Африки и давно мечтала посетить родные края. Дэвид ответил, что подумывает окончательно переехать в США и знает, что Пейли уже разговаривал с некоторыми бывшими инвесторами Brontes Technologies в надежде к ним присоединиться, но не очень уверен в необходимости создания фонда.

Эрик привел массу аргументов. Он проанализировал результаты работы обычных фондов и Дэвида. Первые выросли за год на 12%-14%, а частный инвестор – на 50%. Это была не одна большая победа, а серия небольших, но выгодных сделок на ранней стадии. Пейли убедил будущего партнера, что их фонд всегда останется небольшим, партнеры будут обладать равными долями и правами, чеки останутся на уровне бизнес-ангелов: от $50 тыс. до 1 млн.

Эрик Пейли
Эрик Пейли

Фонд Founder Collective – “Коллектив основателей” был зарегистрирован в 2009-м году в Кембридже, штат Массачусетс. Он состоял всего из восьми участников, некоторые из которых работали неполный день, потому что каждый из партнеров был основателем собственной компании в настоящем или в прошлом. Фонд изначально создавался с прицелом только на венчурные инвестиции на посевной, а, возможно, и предпосевной стадии. Подобных организаций в то время было не больше 30-ти на всю страну, в индустрии преобладали традиционные фонды. Сейчас их более трехсот.

"По сути, мы сидим по ту же сторону стола, что и основатель, становимся их лучшим союзником. Вы можете сделать это только в том случае, если останетесь действительно маленьким как фонд и как партнерство и останетесь верны своим ценностям.” (с) Эрик Пейли

Трэвис Каланик
Трэвис Каланик

В том же году Эрика ждал первый крупный успех. Бизнес-ангел до сих пор считает эту сделку лучшей. Он выписал небольшой чек стартапу TradeDesk, еще до того, как ее основатель Джефф Грин оставил основную работу. В 2016-м компания вышла на IPO и по результатам прошлого года ее капитализация – $40 млрд. Следующей выгодной сделкой (одной из самых успешных в бизнесе) стала инвестиция Пейли в 2010-м $95 тыс. в приложение вызова такси Uber Cab. Он поверил в идею, казавшуюся странной, но, по его собственным словам, бизнесмен любит чудесные, странные вещи. По условиям договора между партнерами Founder Collective суммы, не превышающие $100 тыс. они могут вкладывать по собственному усмотрению. Вера Эрика в странное принесла фонду в 2019-м $372 млн, после выхода Uber на рынок ценных бумаг.

-11

Конечно, успех первых лет превзойти трудно, но, по мнению бизнес-издания Insider, в 2022-м Эрик Пейли занимает второе место среди ста частных венчурных инвесторов, благодаря целой череде небольших, но уверенно прибыльных выходов. Среди них Blissfully (приобретен Vendr за $100 млн), Codecademy (приобретен Skillsoft за $500 млн) и Finxera (приобретен PP Systems, сумма не раскрывается). Состояние инвестора эксперты оценивают приблизительно в $700 млн.

Своим секретом Эрик считает отсутствие зацикленности на какой-либо одной сфере деятельности стартапов, разумная экономия, сотрудничество с другими фондами и, конечно же, работа с предпринимателями, помощь и поддержка финансируемых компаний.

Эрик и Ширли

“Раньше я считал себя действительно хорошим спорщиком и постоянно выигрывал споры в течение первых шести лет наших отношений. Я не выиграл ни одного спора за последние пятнадцать лет, с тех пор, как Ширли окончила юридический факультет Нью-Йоркского университета. Из жалости она иногда просто уступает в чем-то, когда знает, что неизбежно выиграет, просто потому, что не хочет задеть мою самооценку.” (с) Эрик Пейли

Ширли и Эрик Пейли
Ширли и Эрик Пейли

Эрик и Ширли познакомились на первом курсе Дартмутского колледжа. Они жили в соседних общежитиях, часто пересекались на студенческих мероприятиях и уже с трудом вспоминают те времена, когда были не вместе. Ширли – блестящий юрист. Она начинала работать в офисе Апелляционного суда, а затем по совету мужа переключилась на консультирование технологических компаний и венчурных фондов. Миссис Пейли активный благотворитель. Она состоит в Бостонском комитете по защите детей KIND, и в ассоциации помощников пожилым людям. Эрик занимается финансовой помощью студентам Гарварда – оплачивает стажировки на лучших технологический предприятиях Кремниевой Долины и Восточного побережья. У пары двое детей: Зои и Сэм, несколько собак. Они живут в Лексингтоне, штат Массачусетс.

Читайте также:

-13

Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем – установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!