Найти тему
Finversia

Павел Шпидель: Инвестиции и патриотизм

Как это работает?

Инвестиции формируют 23% российского ВВП. В структуре собственности государственная и муниципальная занимают примерно 20%, частная собственность – 60% и иностранная плюс смешанная российско-иностранная около 20%.

Учитывая квазигосударственные корпорации и бизнес, обслуживающий госзаказы, доля инвестиций, связанных с государством, будет минимум в 1.5 раза выше.

В чем особенность частных инвестиций? Они не руководствуются вопросами патриотизма, а формируются исходя из экономической целесообразности. Почему?

Если бизнесмен берет кредит на 600 млн руб для строительства завода, – предприниматель имеет обязательства перед кредиторами. В процессе функционирования бизнеса к проекту подключаются инвесторы, контрагенты, бизнес несет обязательства перед работниками.

Если что-то пойдет не так, если бизнес не будет иметь достаточную рентабельность, неизбежно начнутся проблемы с обслуживанием операционных, налоговых или долговых обязательств. Бизнес не может предъявить «карточки патриотизма», мотивируя свою несостоятельность «вкладом в патриотизм».

Именно поэтому способность экономики к развитию напрямую лежит в плоскости доверия бизнеса в экономические перспективы и наличие необходимых инвестиционных условий. Это достаточно широкое определение, но один из важнейших компонентов – это горизонт планирование и некая макроэкономическая и политическая предсказуемость, позволяющие предпринимателям планировать, просчитывать и внедрять бизнес-план.

Если предсказуемости нет, горизонт планирования сужается, инвестиции могут формироваться преимущественно через госинвестиции и инвестиции квазигосударственных компаний под госзаказы или под прямые гарантии или субсидия государства. Частному бизнесу проблематично брать на себя риски высокой неопределенности и невозможности просчитать спрос и издержки.

В любом случае, это совершенно иная экономическая концепция и модель управления.

Условия, в которых частный бизнес теряет инициативу, а иностранные инвестиции стремятся к нулю, единственная возможность для поддержания существующего экономического баланса (даже без развития) – это перехват частной инициативы государством.

Хороший вопрос – а откуда ресурсы, если бюджет уже с июня становится дефицитным? 2023 год может поставить рекорд по дефициту бюджета на фоне падения нефтегазовых доходов и замедления экономической активности частной экономики.

По сути, это переход прямо или косвенно к плановой экономике. Однако, любые тектонические сдвиги хозяйственного уклада – это деформация и рекомбинация межотраслевых связей, которые всегда сопряжены, как минимум, с краткосрочным шоком.

Поэтому экономические перспективы являются неопределенными без понимая масштаба участия государства в экономике, учитывая все факторы геополитической и экономической нестабильности.

Один из плюсов отвязки от Западного мира – это разрыв финансовых и торговых связей, которые ограничат шок от кризиса стран Запада.

Что касается ответки за удар по Крымскому мосту. Понятно, что ответ был неизбежным, но масштаб ответа был неопределен. По факту получили массированный удар высокоточным оружием по объектам систем военного управления, связи и энергетики Украины с ощутимыми разрушениями.

Характер удара и дальнейшие комментарии российских чиновников свидетельствуют, что это был «акт устрашения для приземления Украины», который пока не предполагает продолжения ударов и перевода СВО в иной формат.

Но, как было указано ранее, подобный ответ России может вызвать цепную реакцию, привести к ожесточению Киева и эскалации конфликта через будущие усиленные поставки западного вооружения.

Это вносит неопределенность в экономические перспективы и не дает рассчитать параметры функционирования российской экономики. Думаю, что виток ожесточения неизбежен.

Telegram канал автора: https://t.me/s/spydell_finance/

Перейти на сайт Finversia.ru

Смотреть канал Finversia YouTube

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц