Найти тему

Мрамор, пот и кровь.

Ну вот, дошла очередь до Рускеалы. Собственно Рускеала – это небольшой посёлок примерно в 30 километрах от Сортавалы. А уже по наименованию населенного пункта назван набирающий популярность горный парк.

Фото автора
Фото автора

Парк основан на месте неработающего мраморного карьера и является прекрасным примером того, как можно качественно реализовать перспективный бизнес-проект.

В старину здесь действительно добывали мрамор, первыми это начали делать шведы. Поскольку эти места были для них форменным захолустьем, вся деятельность сводилась к пережогу добытого камня в известь – подозреваю, что организовать логистику тогда было неподъемной задачей.

Фото автора
Фото автора

После того, как здешние земли вошли в состав России, ситуация поменялась. В нескольких сотнях верст отсюда стремительно росла и украшала себя новая имперская столица, поэтому красивый камень оказался очень востребованным. Рассвет деятельности рудников пришелся на первую половину 19-го века, когда лучшие дворцы и храмы Петербурга отделывались рускеальским мрамором. В частности, он использовался при строительстве Исаакиевского собора.

Фото автора
Фото автора

Сам процесс добычи был чрезвычайно трудоемким. В толще породы, на нескольких уровнях прорубались длинные штольни. Добытчики вручную били по буру, который представлял собой подобие лома, тяжелым молотом, после чего бур проворачивали. Выдолбив длинную и узкую дыру, ее осушали и чистили, после чего закладывали заряд пороха. Взрыв раскалывал мрамор на крупные куски, которые вывозились на вагонетках по проложенным в штольнях рельсам.

Фото автора
Фото автора

Научный прогресс внес в этот процесс свои коррективы. Изобретение Альфреда Нобеля не только позволило создать знаменитый премиальный фонд, но и поставило крест на рускеальском мраморе. Динамит имеет намного большую мощность по сравнению с порохом, и взрывная волна дробит мрамор прямо в слое породы. Как следствие этого – невозможность получения цельных крупных кусков, пригодных для строительства или художественного творчества.

Добыча продолжалась при финнах до конца 30-х годов, а после передачи территорий СССР и смены, так сказать, хозяев, прекратилась откачка грунтовых вод, в результате чего нижние штольни оказались затоплены. После войны попытались вернуться к разработке карьера снова, но по указанной выше причине смогли сделать это лишь открытым способом. В итоге рудник был загублен окончательно – на выходе получалась лишь мраморная крошка, известь и щебенка. В 90-е годы прошлого века все окончательно встало.

Фото автора
Фото автора

И лишь спустя много лет старый мраморный карьер начали долго и трудно возвращать людям, уже в другом качестве. В результате получилось нечто, абсолютно не уступающее по уровню исполнения подобным зарубежным аттракционам, а может и даже их превосходящее. В общем парк «Рускеала» сейчас – эталонный и наглядный случай превращения в конфетку сами знаете чего. Об этом – в следующий раз.

Хотите узнать о самом финском городе России?

Хотите узнать все о наших путешествиях в Париж и на Канары, в Чехию и Германию, в Австрию, Словакию и Венгрию, в Тунис, на Кипр, в Италию , в Испанию , в Эстонию , а также по России - читайте и подписывайтесь на канал "Странствия дилетантов " . <--Кликать сюда!