Найти в Дзене

Главная экспозиция музея Новый Иерусалим

После открытия в 2014 году нового здания, музей получил вторую жизнь. Большие, правильно освещённые залы. Удобное тематическое разделение основной экспозиции на помещения, которые целиком расположены на минус первом этаже.

Икона «Спас в силах», вторая половина 17-го века, дерево, левкас, темпера, из Троицкой церкви Истринского района Московской области.
Икона «Спас в силах», вторая половина 17-го века, дерево, левкас, темпера, из Троицкой церкви Истринского района Московской области.

Осмотр выставки начинается с зала старинных икон. Не буду нагружать ваше внимание перечислением всех выставленных шедевров. Помимо икон в данном зале представлены старообрядческие книги. Особое внимание привлекает редкая икона «Лабиринт Духовный» (конец 18-го — начало 19-го веков, холст, масло). С 16-го века в России появилось символико-дидактическое направление иконописи, носящее назидательно-иллюстративный характер. Лабиринт отображает земной путь души христианина, с двумя выходами наверх к вечной жизни, и одиннадцать вниз или геенну огненную. Внутренний круг означает начало и конец пребывания человека на земле. Под лабиринтом изображена преисподняя. А над ним- Царство Небесное с Градом Иерусалимом Новым.

Икона «Святой Илия Пророк в пустыне, со сценами жития», Палех (?), третья четверть 19-го века, дерево, левкас, темпера.
Икона «Святой Илия Пророк в пустыне, со сценами жития», Палех (?), третья четверть 19-го века, дерево, левкас, темпера.
Икона «Архангел Михаил-грозных сил Воевода», Русский Север, конец 18-го начало 19-го века, холст, масло.
Икона «Архангел Михаил-грозных сил Воевода», Русский Север, конец 18-го начало 19-го века, холст, масло.
Икона «Богоматерь с младенцем на престоле», Иван и Афанасий Шустовы, Ярославль, 1747, дерево, левкас, темпера.
Икона «Богоматерь с младенцем на престоле», Иван и Афанасий Шустовы, Ярославль, 1747, дерево, левкас, темпера.
Икона «Святитель Николай Чудотворец (Можайский)», иконописец Новиков (?), Поволжье, первая треть 18-го века, дерево, левкас, темпера.
Икона «Святитель Николай Чудотворец (Можайский)», иконописец Новиков (?), Поволжье, первая треть 18-го века, дерево, левкас, темпера.
Икона «Благовещение Богородицы», Поволжье, конец 17-го начало 18-го века, дерево, левкас, темпера.
Икона «Благовещение Богородицы», Поволжье, конец 17-го начало 18-го века, дерево, левкас, темпера.
Икона «Тайная Вечеря», Центральная Россия, вторая четверть 18-го века, дерево, левкас, темпера.
Икона «Тайная Вечеря», Центральная Россия, вторая четверть 18-го века, дерево, левкас, темпера.
Икона «Лабиринт Духовный», Центральная Россия, конец 18-го первая треть 19-го века, холст, масло.
Икона «Лабиринт Духовный», Центральная Россия, конец 18-го первая треть 19-го века, холст, масло.

Теперь настало время заглянуть в «Особую кладовую». Представленные коллекции лицевого и орнаментального шитья и изделий из драгоценных металлов музея «Новый Иерусалим» сформировались в 1920–1930-х годах. Предметы из ризницы Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, на территории которого с 1920 по 2013 год располагался музей. Дополнили и значительно увеличили собрание поступления художественно значимых предметов из закрытых монастырей и церквей, а также из расформированных в 1930-х годах музеев. Экспонаты из драгоценных металлов и собрание церковных тканей в октябре 1941 года успели отправить в эвакуацию в Алма-Ату, благодаря чему они сохранились почти полностью.

Дароносица, Москва, 1950-е, серебро, позолота, гравировка.
Дароносица, Москва, 1950-е, серебро, позолота, гравировка.
Евангелие Напрестольное, Москва, Печатный двор, 1689, бумага, печать, гравюра на дереве.
Евангелие Напрестольное, Москва, Печатный двор, 1689, бумага, печать, гравюра на дереве.
Фелонь-колокол с шитим оплечьем, Москва, середина 17-го века, золотой бархат (турция), бархат (Западная Европа).
Фелонь-колокол с шитим оплечьем, Москва, середина 17-го века, золотой бархат (турция), бархат (Западная Европа).
Сакко. Деисус с Апостолом Андреем Первозванным, Россия, конец 17-го начало 18-го века, бархат (Италия).
Сакко. Деисус с Апостолом Андреем Первозванным, Россия, конец 17-го начало 18-го века, бархат (Италия).

Переходим в следующий зал, где представлена живопись (18-19 веков), предметы интерьера, несколько стендов со стеклом и фарфором. Помимо произведений известных живописцев: И.К. Айвазовского, А.К. Саврасова, М.Н. Воробьёва, В.И. Сурикова, В.А.  Серова, В.А. Тропинина и других. Можно увидеть огромную дворцовую картину «Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой» кисти французского художника Робера Лефевра. Мария Федоровна Барятинская изображена в парадном костюме: русском сарафане и кокошнике, унизанном жемчугом. После победы над Наполеоном при французском дворе вошла мода на все русское. Изображение выполнено на фоне величественного антуража и великолепно отражает творчество художника, бывшее типичным проявлением интернационального имперского стиля.

Стенд с Русским стеклом.
Стенд с Русским стеклом.
Стенд Русского фарфора.
Стенд Русского фарфора.
Стенд с фарфором.
Стенд с фарфором.
Ф.Л. Катель. «Итальянский пейзаж. Вид из Ариччи на Понцианские острова». 1804—1850-е г.
Ф.Л. Катель. «Итальянский пейзаж. Вид из Ариччи на Понцианские острова». 1804—1850-е г.
И.К. Айвазовский «Горный пейзаж с фигурами». 1866, холст, масло.
И.К. Айвазовский «Горный пейзаж с фигурами». 1866, холст, масло.
И.К. Айвазовский «Часовня на берегу моря». 1845, холст, масло.
И.К. Айвазовский «Часовня на берегу моря». 1845, холст, масло.
Р. Лефевр «Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой», Париж, 1817, холст, масло.
Р. Лефевр «Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой», Париж, 1817, холст, масло.
И.И. Шишкин «Сосны на берегу залива», 1889, картон, масло.
И.И. Шишкин «Сосны на берегу залива», 1889, картон, масло.
Ю.Ю. Клевер «Мельница», 1910, картон, масло.
Ю.Ю. Клевер «Мельница», 1910, картон, масло.
М.Х. Аладжалов «Цветущие деревья», начало 20-го века, картон, масло.
М.Х. Аладжалов «Цветущие деревья», начало 20-го века, картон, масло.
В.И. Суриков "Портрет старика. Этюд к картине «Боярина Морозова». последняя четверть 19-го века, холст, масло.
В.И. Суриков "Портрет старика. Этюд к картине «Боярина Морозова». последняя четверть 19-го века, холст, масло.

Переходя через фойе, вы попадаете на выставку «Французский вкус князей Юсуповых». Временно данная экспозиция осматривается по одному билету с основной. Дело в том, что все 37 картин представлены из фондов музей-усадьбы «Архангельское». Вы последовательно осмотрите несколько разделов: портреты, сцены повседневной жизни, античность, воображаемое путешествие. В 18-м столетии Франция являлась законодательницей мод и вкусов в Европе. Н.Б. Юсупов постоянно покупал картины или обращался с заказами к французским мастерам, которые работали в России.

«Портрет князя Н.Б. Юсупова», конец 18-го начало 19-го века.
«Портрет князя Н.Б. Юсупова», конец 18-го начало 19-го века.
Франсуа Буше «Испуганная купальщица», 1736.
Франсуа Буше «Испуганная купальщица», 1736.
Огюстен Бернар «Амур и Психея», 1785.
Огюстен Бернар «Амур и Психея», 1785.
Жак Дюмон «Аполлон и Дафна».
Жак Дюмон «Аполлон и Дафна».
Никола де Куртейль «Похищение Сабинянок».
Никола де Куртейль «Похищение Сабинянок».
Жак Франсуа Жозеф Свебах «Привал кавалеристов».
Жак Франсуа Жозеф Свебах «Привал кавалеристов».
Орас Верне «Турок и казак», 1809.
Орас Верне «Турок и казак», 1809.
Пьер Жак Волер «Пейзаж с рыбаками», 1780-е.
Пьер Жак Волер «Пейзаж с рыбаками», 1780-е.
Серия картин «Воображаемое путешествие».
Серия картин «Воображаемое путешествие».

Всем спасибо за внимание. Ставьте лайки, пишите комментарии. Поддержите автора, подпишитесь на канал.