Американские экономисты Бен Бернанке, Дуглас Даймонд и Филип Дибвиг были удостоены Нобелевской премии по экономике 2022 за исследования в области работы банков в период финансовых кризисов.
Бен Бернанке был председателем Федеральной резервной системы с 2006 по 2014 год, а сейчас он работает в Институте Брукингса в Вашингтоне, округ Колумбия. Дуглас Даймонд — профессор Школы бизнеса Бута Чикагского университета, а Филип Дибвиг — профессор Школы бизнеса Олина Вашингтонского университета в Сент-Луисе.
Нобелевский комитет заявил, что их работа в начале 1980-х «значительно улучшила наше понимание роли банков в экономике, особенно во время финансовых кризисов», и показала, почему жизненно важно избегать краха банков. Отмечается, что это было «неоценимо» во время финансового кризиса 2008-09 годов и пандемии коронавируса.
Проведенный Бернанке анализ Великой депрессии 1930-х годов показал, как и почему массовое бегство из банков стало основной причиной того, что кризис был таким затяжным и тяжелым. Тем временем в работе Даймонда и Дибвига рассматривалась важная для общества роль банков в сглаживании потенциального конфликта между вкладчиками, желающими получить краткосрочный доступ к своим деньгам, и экономикой, нуждающейся в переводе сбережений в долгосрочные инвестиции; и также то, как правительства могут помочь предотвратить бегство средств из банков, предоставляя страхование вкладов и выступая в качестве кредитора последней инстанции.
Победители премии, которая официально называется премией Sveriges Riksbank в области экономических наук памяти Альфреда Нобеля, получат 10 млн шведских крон (883 тысячи долларов), которые будут разделены между ними.
Шведская королевская академия наук выбирает победителей из списка кандидатов, рекомендованных комитетом по премиям в области экономических наук. Выбор делается среди имен, представленных около 3 тыс. профессоров, предыдущих победителей и членов академии. Претенденты не могут выдвигать сами себя.
На пресс-конференции после объявления итогов Даймонда спросили, есть ли у него какие-либо предупреждения для банков, учреждений и правительств, учитывая текущий рост процентных ставок и прогнозы по поводу экономического спада.
Даймонд сказал: «Финансовые кризисы в том смысле, в каком мы с Филом Дибвигом о них думаем, усугубляются, когда люди начинают терять веру в стабильность системы. И все это в основном связано с тем, насколько прибыльным, по их мнению, является банковский сектор, в дополнение к тому, что он стабилен».
«Поэтому в периоды, когда что-то происходит неожиданно, например, я думаю, что люди удивляются тому, как быстро выросли номинальные процентные ставки по всему миру, это может вызвать некоторые опасения в системе. Мы видели кое-что из этого в Соединенном Королевстве в их секторе страхового рынка, ориентированном на ответственность», — добавил нобелевский лауреат.
«Поэтому я полагаю, что лучший совет — быть готовым к тому, чтобы ваша часть банковского сектора воспринималась как здоровая и оставалась здоровой, а также взвешенно и прозрачно реагировала на изменения в денежно-кредитной политике», — подытожил он.
На вопрос о том, предвидит ли он новый финансовый кризис, экономист сказал, что мир сейчас «гораздо лучше подготовлен», чем в 2008 году, а усовершенствования в области регулирования сделали систему менее уязвимой.
«Сам банковский сектор находится в очень прочной форме, с хорошим собственным капиталом, хорошим управлением рисками, — сказал он. — Проблема в том, что эти уязвимые места из-за боязни бегства капитала, неурядиц и кризисов могут проявиться где угодно, а не только в коммерческих банках».
По его словам, понимание, которое он и Дибвиг пытались дать, заключалось в том, что крайне важно иметь возможность выпускать краткосрочные ликвидные обязательства, такие как депозиты или акции, которые более ликвидны, чем базовые активы. Он снова сослался на страховой сектор в Великобритании, когда сказал, что «несоответствие» возникло, когда страховые компании потребовали большего обеспечения. Банк Англии был вынужден вмешаться, чтобы уменьшить рыночные потрясения и защитить пенсионные фонды после принятия противоречивого государственного бюджета.
В прошлом году приз по экономике был разделен на три части. Он достался Дэвиду Карду за его работу по экономике труда; и Джошуа Д. Ангристу и Гвидо В. Имбенсу за их вклад в анализ причинно-следственных связей.
В отличие от пяти других Нобелевских премий, которые вручались с 1901 года по завещанию шведского изобретателя, химика и инженера Альфреда Нобеля, премия по экономике была учреждена в 1969 году центральным банком Швеции в его честь.
Нобелевская премия мира была вручена в пятницу белорусскому правозащитнику Алесю Беляцкому, признанной в России иностранным агентом правозащитной организации «Мемориал» и украинской общественной организации «Центр гражданских свобод».
В этом году премию по физике получили Ален Аспект, Джон Фрэнсис Клаузер и Антон Цайлингер за открытия в области квантовой механики. Нобелевский комитет заявил, что они использовали «новаторские эксперименты» по изучению частиц в запутанных состояниях, открывающие новую эру квантовых технологий.
Премия по химии была разделена между Кэролин Р. Бертоцци за ее работу по использованию кликов и биоортогональной химии для картирования клеток и разработки более целенаправленных методов лечения рака; и Мортеном Мелдал и К. Барри Шарплессом, которые, по словам комитета, «заложили основы клик-химии», которая включает соединение биосовместимых молекул.
Премия в области медицины была присуждена Сванте Паабо «за открытия, касающиеся геномов вымерших гоминидов и эволюции человека».
Премия по литературе досталась французской писательнице Анни Эрно.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Nobel economics prize awarded to U.S.-based economists including Bernanke for work on financial crises (CNBC)
- Bernanke, Diamond, Dybvig share Nobel prize in economics (Reuters)
Автор: Тимофей Лапин