На протяжении десятилетий французская писательница Анни Эрно с клинической точностью анализировала личные и скандальные моменты своего прошлого. «Я проведу этнологическое исследование себя» — написала она в мемуарах 1997 года.
В четверг, 6 октября, Анни Эрно была удостоена высшей литературной награды, Нобелевской премии. В творчестве писательницы особое место занимают женщины, особенно такие, как она, выходцы из рабочего класса, которых редко изображают в литературе с такой ясностью. В своих книгах Эрно рассказывает о детстве в маленьком городке в Нормандии, незаконном аборте, который она сделала в 1960-х годах, о недовольстве семейной жизнью и о страстном внебрачном романе.
Выбор Нобелевского комитета был поразительным, поскольку работы писательницы состоят из очень личного и притом достаточно обыденного опыта. Постоянный секретарь Шведской академии Матс Мальм озвучил решение комитета на пресс-конференции, а также похвалил её творчество от имени комитета «за бесстрашие и бесстрастную остроту, с которыми она раскрывает корни, отчуждённость и коллективные ограничения личной памяти». На пресс-конференции в парижском офисе своего издателя Эрно сказала, что «вручение Нобелевской премии обязывает меня продолжать писать».
Анни Эрно лишь 17-я женщина из 119 писателей, которым вручалась Нобелевская премия по литературе с момента её основания в 1901 году. Но в то же время она вторая в этом десятилетии. В 2020 году премию получила американская поэтесса Луиза Глюк.
С начала писательской карьеры Анни Эрно начала писать в жанре автофикшен. Довольно быстро она отказалась от любых сюжетных поворотов и от сюжета как такого и сделала акцент на мемуаристике.
«Всё, что она пишет, каждое слово, фактически верное. И всё же, это потрясающая работа воображения» — сказал Дэн Саймон, основатель издательства Seven Stories Press, которое переводит и публикует книги Эрно для англоязычной аудитории уже 31 год.
В 1980-х и 1990-х годах Анни Эрно писала о нежелательной беременности и абортах, о любовных отношениях, амбивалентных чувствах к браку и материнству. Некоторым консерваторам эти темы казались шокирующими, но они глубоко резонировали с широкой читательской аудиторией.
Эрно считает своё творчество политическим актом, призванным выявить укоренившиеся социальные неравенства. Она сравнила использование языка с ножом. На её мировоззрение сильно повлияли Симона де Бовуар и социолог Пьер Бурдьё, а также социальные потрясения в мае 1968 года во Франции, когда прошли демонстрации, забастовки и беспорядки. Писательница охарактеризовала свою прозу как «прямолинейную, классовую, а иногда и нецензурную».
Эрно часто использовала свой личный опыт и воспоминания в контексте французской культуры и общества, проводила параллели между своей жизнью и в целом борьбой людей из рабочего класса за свои права. В её работах запечатлены моменты интенсивных социальных изменений во Франции, отход от традиционных католических ценностей к более светским, сексуально раскрепощённым нравам.
Анни Эрно родилась 1 сентября 1940 года в католической семье рабочего класса в Лильбонне. Это небольшой городок в Нормандии, где её родители держали продуктовый магазин и кафе. Отец Анни были деспотом. Когда девочке было 12 лет, она увидела, как он пытается убить её мать. Об этом Эрно пишет с шокирующей прямотой в своей книге «Стыд».
Она пыталась писать в колледже, но издатели отвергли её рукопись как «слишком амбициозную». Тогда она забросила писательство и сконцентрировалась на замужестве, воспитании двух дочерей и своей работе учителем французского языка. Так продолжалось до тех пор, пока Эрно не исполнилось 30 лет.
В 1974 году она выпустила свою дебютную книгу «Пустые шкафы», которую продала престижному издательству Gallimard. Эрно работала над автобиографическим романом втайне от мужа, который пренебрежительно относился к её творчеству. После выхода романа он был возмущён тем, что она скрывала от него написание книги, выдавая это за работу над докторской диссертацией. Брак распался вскоре после выхода третьей книги «Замёрзшая женщина» в 1981 году. В ней Анни Эрно описывала чувство дискомфорта в браке и материнстве. После развода писательница так и не вышла замуж, отдав предпочтение свободе жить в одиночестве.
Анни Эрно добилась большого коммерческого успеха во Франции в 1992 году, когда вышла в свет книга «Обыкновенная страсть». В ней она подробно описала свой роман с женатым иностранным дипломатом. Книга разозлила не только консерваторов изображением женского желания, но и поразила читателей описанием откровенной сексуальной истомы без моральной апробации. За первые два месяца было продано 200 000 экземпляров.
Писательница часто исследовала и пересматривала с разных точек зрения одни и те же события своей жизни. Её мемуары «Событие» — это суровый и жёсткий рассказ об аборте 1963 года, который она сделала, когда была студенткой колледжа. Историю о романе с дипломатом Эрно ещё раз поднимает в своих опубликованных дневниках 1988–1990 годов.
Ей потребовались десятилетия, чтобы написать книгу «Память девушки». В ней Эрно описывает одно из самых мучительных событий жизни — запутанный сексуальный опыт лета 1958 года. Тогда ей было 18 лет, она испытывала стыд и чувствовала себя брошенной. Это привело к депрессии и расстройству пищевого поведения.
Литературоведы, критики и другие писатели хвалят работы Эрно за то, как они связывают индивидуальную память с коллективным опытом. А также писательница перевернула представление о том, какой может быть литература.
Хотя Эрно давно известна во Франции, у неё не было мирового признания до тех пор, пока книгу «Годы» не номинировали на Букеровскую премию в 2019 году. «Годы» — это своеобразный отчёт Эрно о послевоенном поколении во Франции. Книга показывает, как произошёл переход к сексуальному раскрепощению и обществу потребления.
Поклонники Эрно говорят, что обыденность переживаний, которые она описывает, делает её работы такими необычными. В её книгах можно прочитать про скуку от брака и материнства, двойственное отношение к первому сексуальному опыту, про мучительную печаль от ухудшения состояния здоровья матери.
Для Эрно память и личный опыт — это не то, что достаёшь и описываешь один раз. Это то, что нужно постоянно пересматривать и заново интерпретировать.
Подписывайтесь на мой Telegram-канал о текстах «Полный абзац» и Telegram-канал о книгах «Булочки с маком», а также вступайте в первый книжный онлайн-клуб по подписке «Макулатура».
Если вам понравилась публикация, не забудьте поставить лайк, написать комментарий и подписаться на мой канал, если вы ещё этого не сделали.
Поддержите мой блог на Boosty.
#анни эрно #нобелевскаяпремияполитературе #автофикшен #автобиографическаяпроза #автобиография #автобиографическийроман #женскаяпроза #феминистскаялитература #феминизм #мемуары