Тридцать долгих лет ведущие лингвисты всего мира бились над тем, на каком языке написана книга "Кодекс Серафини" и почему в ней такие странные иллюстрации. После долгих жарких споров, битья кулаками по столу и кучи версий, они пришли к единогласному решению: эта книга носит чисто иллюстративный характер, и текст в ней используется лишь в качестве украшения.
Примерно в это же время объявился автор книги, который до этого тридцать лет оставался неизвестным. Им оказался простой итальянский дизайнер и иллюстратор Луиджи Серафини:
Он сказал, что они близки к истине: его книга и в самом деле является скорее арт-объектом, произведением искусства, носящим чисто визуальный характер и помогающим развивать воображение. Но вот идея создания этой книги родилась из другого, гораздо более древнего произведения, созданного аж в 14 веке.
Наливайте кофе, устраивайтесь поудобнее, рассказываю.
Озарение
В целом, про жизнь Луиджи до написания этой книги нельзя сказать, что она была очень увлекательной и необычной. Этому талантливому художнику приходилось довольствоваться случайными заработками, рисовать портреты на заказ и иногда подрабатывать на выставках. На одной из них он увидел "рукопись Войнича", одну из самых удивительных книг в мире, которая вызвала миллионы домыслов, ни один из которых не был близок к истине хотя бы на 10%.
Эта книга была написана в 14 веке неизвестным автором, на неизвестном языке. Иллюстрации в ней тоже были необычными - вроде бы привычные нам растения и зверушки, но какие-то странные, инопланетные.
Где была книга с 14 по 20 век - неизвестно, но вот в 1912 году Михаил-Вильфред Войнич, известный польский антиквар и библиофил (а по совместительству и муж Этель Лилиан Войнич, автора книги "Овод") отправился в очередную итальянскую экспедицию, где и наткнулся на эту книгу. Находка была необычной, поэтому вокруг книги моментально стали возникать слухи и догадки, каждая из которых тщательно прорабатывалась лингвистами и неизменно опровергалась.
Кстати, в знак признательности за то, что Войнич открыл миру это произведение литературного искусства, её решили назвать в его честь - "Рукопись Войнича".
Проспорив о её происхождении несколько десятилетий, они решили что никогда не разгадают язык, которым она написана и стоит оставить дальнейшие попытки. После этого книга была передана в музей, в котором Луиджи Серафини и заметил её.
В его голове сразу же мелькнула мысль: если бы в наши дни на свет появилась такая же необычная книга, то споры о ней были бы ещё ярче, интенсивнее, она произвела бы фурор в обществе. И он может написать её!
В самом деле, 70-е годы 20 века были эпохой хиппи, свободомыслия, веры в контакты с инопланетянами, космических открытий, покорения других планет. Такая книга вызвала бы много рассуждений, гипотез, споров.
Творчество
Три долгих года Луиджи работал над книгой. Он не ел, не спал, много рисовал и придумывал шрифт. Назвать это обычным творческим процессом было нельзя:скорее это был некий транс.
Его карандаши сами порхали по бумаге, слова возникали в голове и тут же ложились на бумагу. Казалось, что кто-то извне диктует ему текст и транслирует рисунки (возможно, так это и было на самом деле).
Лиуджи решил, что, несмотря на некую диковинность иллюстраций и текста, книга должна поддаваться логическому объяснению и иметь чётко структурированную концепцию.
При этом иллюстрации должны иметь некую абстрактную версию происхождения и использования привычных нам объектов. Согласитесь, не очень простая задача?
Серафини говорил, что книга написана так, как если бы её писал ребёнок. И тут же он поясняет, что дети видят привычные нам вещи в другом свете, непонятном для взрослого. Это же работает и в обратном порядке: если ребёнок откроет книгу для взрослых, то его восприятие текста и картинок будет абсолютно иным, диаметрально противоположным.
Согласно задумке Луиджи, книга и есть некая проекция детского взгляда на вещи, на реальность. То есть, это некая попытка донести до читателей взгляд не умеющего читать ребёнка на некоторые вещи.
Как видите, всё оказалось значительно проще. Но узнать об этом мы смогли только от автора, который долгие 30 лет после выхода книги был в тени, желая создать интригу и шумиху вокруг своего творения.
На своё пятидесятилетие Серафини решил, что хватит мучить общественность и сознался в том, что он и есть тот безумный автор, который написал "эту безумно-странно-привлекательную книгу".
Кстати, название SERAPHINIANUS означает не его фамилию, как вы могли подумать. Она называется "Странные и необычные представления животных и растений, а также адские воплощения обычных предметов из глубин сознания натуралиста/антинатуралиста Серафини». Если собрать все первые буквы этих слов, то как раз и получится SERAPHINIANUS.
Популярность
После своего признания он стал популярен, на него посыпались заказы со всего мира. Ему стали предлагать проиллюстрировать множество изданий, но ему больше нравилось создавать арт-объекты для театра, поэтому он несколько лет проработал в Миланском театре, а ещё придумал декорации для культового фильма Феллини "Голос Луны".
Думаете, что после его признания шумиха вокруг книги утихла? ничего подобного: баталии на тему того, на каком языке она написана и на самом ли деле вещи могут и меть такую природу,, сейчас ведутся на страницах социальных сетей.
Да и сама книга сейчас продаётся за очень приличные суммы. Поздние переиздания стоят от 10 до 100 000 рублей, а вот самое первое издание стоит около миллиона. И знаете, оно того стоит - эта книга станет предметом гордости для любого библиофила.
Чем всё закончилось?
Сейчас Серафини 73 года. Он живёт в небольшом итальянском городке, рисует иллюстрации и создаёт эскизы декораций для местного театра. А ещё, несмотря на возраст, он продолжает смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Так, как смотрит на него ребёнок.
В этой статье я лишь немного приоткрыла завесу тайны этой книги. На самом деле, "Кодекс Серафини" до сих пор вызывает массу споров - людям очень хочется верить в то, что он написан существующим в реальности языком (ну, или хотя бы придуманным существами с далёких планет). И знаете, пускай спорят.
Ведь, пока мы верим в чудеса, всё у нас будет хорошо. Дети ведь счастливы каждый день, вне зависимости от количества денег в кармане и социального статуса.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
С любовью, ваша Лаванда.