Оля (35 лет) сидела на лавочке возле своего дома. На улице душный летний вечер. Восьмимесячный сынишка Артемка захныкал на ее коленях.
- Жарко от меня, да? Давай в колясочку сядем.
Усадив малыша в коляску, женщина сунула в его маленькую ручку печенье:
- Держи печеньку, сынок! Кушай.
Ребенок глянул на угощение внимательным взглядом своих темных глазок, и, недолго думая, кинул печенье обратно матери.
Оля успела поймать выброшенное угощение. Сделав очень строгое лицо, она произнесла недовольным голосом, грозя указательным пальцем перед личиком сына:
- Нельзя кидаться, сынок! Печенька вкусная!
Совсем неожиданно, над их с сыном головами, раздался мужской голос:
- Нет, не вкусная она! Да, Артемка!)) Мама ничего не понимает в "мужской еде". Вот колбаса вкусная! Это точно! На сто процентов! На, держи крепко!
В следующее мгновение в руках ребенка оказался кусок толстой сардельки. Артемка, видимо, от радости, пискнул громко, дернул, радостно, ножками, сжал в своих пухлых пальчиках полученную сардельку, и тут же впился в нее своими маленькими белоснежными зубками.
Оля подняла голову и встретилась глазами с сияющим яркой улыбкой лицом соседского парня. Андрей (23 года) вернулся из армии два года назад. Живет через несколько домов от Ольги с родителями. Не женат. Служит пожарным в районной пожарной части. Он высок ростом, широк в плечах. Улыбчив и обаятелен. О таких говорят: мечта всех девчонок.
Парень стоял с небольшим пакетом в руках (видимо, ходил в магазин за покупками) и продолжал улыбаться, глядя на Ольгу и говорить:
- А маме твоей точно должно вот ЭТО понравится…
В следующее мгновение на колени Ольги легла прохладная плитка шоколада, и следом за шоколадом прозвучало осторожное и теплое:
- Привет!))
Оля нахмурила брови: ну зачем он опять к ней подошел! Соседские кумушки и так уже смотрят на их общение (просто соседское! – Оля взрослая, разведенная женщина с двумя детьми, трезво мыслящая и серьезная, а он парень совсем молодой) косо и подозрительно.
- Привет, Андрей. Я тебе уже говорила: не надо мне ничего больше приносить! Это лишнее и совсем не нужное. Иди домой, пожалуйста… На нас уже смотрят с соседних лавочек! Скоро сплетни пойдут по станице. Тебе-то ничего от этого не будет, а мне славы не нужно.
Андрей перестал улыбаться и глянул на Ольгу серьезным взглядом:
- Ну и пусть смотрят. Что им еще делать, если не мыть кости всем и каждому. Зачем вообще думать о том: кто и что скажет или подумает? Кто они такие, чтобы судить людей?
Андрей перевел свой взгляд на малыша, продолжая говорить:
- А мы вот возьмем и «забьем» на этих" кумушек" и их взгляды и языки длинные, и гулять пойдем сейчас! В парк!
И дальше все стало происходить слишком быстро:
Андрей, одним движением руки, повесил свой пакет с продуктами на ручку коляски, развернул саму коляску с ребенком, и зашагал по дороге, не оглядываясь назад и продолжая разговор с Артемкой:
- Мороженого объедимся, на качелях накатаемся, погуляем ножками по дорожке…
Оля ахнула от неожиданности:
- Андрей! Ты куда! Стой! Верни мне ребенка!
Женщина быстро догнала парня и ухватилась за его руку:
- Андрей! Стой, тебе говорю!!
Андрей не остановился, а совсем наоборот: стал идти еще быстрее, рассказывая на ходу о своих планах:
- Некогда нам стоять. Вечер скоро. Мы с Артемкой идем гулять в парк.
Оля подвела, горестно, глаза, сильно дернула Андрея за рукав рубашки, безуспешно пытаясь остановить молодого мужчину, и почти крикнула:
- Андрей! Да иди ты сам куда хочешь, только верни мне Артемку!
Парень тряхнул головой, отметая предложение Оли одним движением:
- Нет. Не выйдет! Мы с Артемом идем в парк. Я ему уже пообещал.
Оля продолжала подстраиваться под скорость и широкие шаги парня, семеня своими мелкими шажками рядом, и украдкой косясь на любопытствующих соседок, что сидели сейчас почти у каждого двора на вечерних посиделках. Осознав, что она только что почти кричала на Андрея, женщина понизила голос и произнесла возмущенным шепотом:
- Андрей! Послушай! Ну что ты творишь? Остановись! (и уже почти со стоном) …на нас же смотрят!!!... Господи! Что же мне делать?
- Андрей повернул голову и глянул на Ольгу с улыбкой:
- Олечка! Хватит паниковать! Мы же просто идем по дороге! Чего ты так всех боишься? Ничего «такого» в этом нет! Успокойся, улыбнись, и иди с нами в парк. Чего весь вечер на лавочке просиживать? Мы вот с Артемкой обещаем тебе: с нами будет весело и вкусно!
Ольга вздохнула и опустила свой взгляд на Артемку (сын продолжал жевать сардельку со счастливым видом и смотрел по сторонам с большим интересом), а потом глянула на свои ноги и простонала отчаянно от увиденного: она же в домашних шлепанцах и домашнем ситцевом халатике. Какой парк!???
Оля вновь вцепилась пальцами в короткий рукав рубашки Андрея:
- Андрей!! Стой! Посмотри: я не одета даже! Я во всем домашнем! Верни нас с Артемом на лавочку! Сейчас же!
В ответ прилетело упертое, веселое и беззаботное:
- НЕТ! Ты прекрасно выглядишь и в этих милых шлепочках и халатике!Поверь мне – я мужчина, и мне виднее!
Оля тоже не сдавалась, настаивая на своем, но продолжая идти рядом с парнем:
- Андрей! Мне надо домой! Срочно! Скоро домой должен Димка вернуться. Придет – дом открыт, меня дома нет. Он испугается!
Андрей хмыкнул и поднял, в удивлении, брови:
- Чего это он должен испугаться? Твоему сыну уже двенадцать лет. Он всего лишь подумает, что ты гуляешь с Артемкой где-то на улице и скоро вернешься. Даже поесть сам сможет! Он у тебя очень самостоятельный парень. А мы поедим мороженого, погуляем по парку, и я вас сразу же! Верну домой. Обещаю…))
- - -
Детство
Две подружки, Катя и Оля, шли по пыльной проселочной дороге мимо дворов соседей, толкая перед собой коляски с младшими братом и сестрой и выбирая на какой лавочке им передохнуть.
Смуглая и полненькая Катя предложила:
- Давай возле дяди Пашиного двора посидим. Там колонка рядом – умоем малышей, воды напьемся.
- Давай – сразу же согласилась Оля.
Девочки подошли к лавочке у чужого двора, поставили коляски с детьми рядом, и кинулись пить воду с уличной колонки. Когда малыши тоже были напоены и умыты, девочки сели и стали играть с детьми, стараясь их рассмешить. Через какое-то время Катя произнесла ревнивым голосом:
- Мой брат - предатель! Постоянно хочет играть только с тобой! Даже мои руки отпихивает, а на твои просится.
Катя нагнулась к коляске своего младшего братика и произнесла недовольно и строго:
- Ты – предатель! Тебе собственная сестра не нужна! Только Олю тебе подавай! Вот не буду я тебя с собой на прогулку брать – узнаешь тогда! Будешь с мамой дома сидеть! Понял?
Годовалый «Предатель» выслушал старшую сестру не очень внимательно: ему было не до ее обиженных речей. Ребенку очень хотелось вылезти из собственной коляски и залезть на колени девочки в светлом платье как можно быстрее, пока там свободно. Если промедлить – желанное место займет капризная девица из соседней коляски. Поэтому…надо очень спешить!
Оля улыбнулась, видя старания маленького мальчика, отстегнула удерживающий от выпадения ребенка из коляски ремешок безопасности на его животике, и пересадила довольно улыбающегося малыша к себе на колени. В эту же минуту раздался громкий плач ее сестренки. Оля покачала головой, видя, что маленькая Даша тоже просится к ней на руки. Делать нечего – через минуту на ее коленях уже сидели два малыша, воинственно и подозрительно косящихся друг на друга.
Рядом сидящая Катя поднялась с лавочки со словами:
- Ну и ладно! Любите свою Олю! Гадкие дети! Мне даже лучше – коленки мои не трете! Я пойду лучше яблок нарву.
Оля почувствовала, что Катя (серьезно!) обиделась на детей и, видимо, даже на саму Ольгу.
- Кать! Ты чего? Они же маленькие! Ты чего? В заправду обиделась?
Катя лишь махнула рукой и пошла к соседскому забору, сохраняя недовольное выражение лица. Потянув за ветку, виднеющуюся из-за высокой ограды, девочка встала на кончики пальцев ног, вытянулась в струночку и сорвала три спелых яблока. Затем подошла к колонке, вымыла фрукты под струей холодной воды, по-хозяйски вытерла оставшуюся влагу с румяных бочков фруктов о ткань своего старенького платья и протянула яблоко маленькой девочке:
- Вот! Это тебе (одно яблоко легло в руки сестренки Ольги),… это – тебе (второе яблоко легло теперь уже в руку Оли), а это – мне (Катя поднесла яблоко к своему рту и с хрустом, откусила от него кусок). А тебе (Катя ткнула пальцем в младшего брата) нету! Понял? Вот так вот! Раз сестра тебе не нужна, то и ты мне не нужен!
Девочка, поудобнее, уселась на лавочке и продолжила есть свое яблоко.
Малыш на руках Ольги потянулся за яблоком в руках маленькой соседки по коленкам, но та нахмурилась и отвернулась, держа свое угощение крепко в двух маленьких ладошках.
- Держи…Вот твое яблочко!
Оля протянула свое яблоко малышу:
- Кушай, Андрюша. И не слушай Катю - это она просто вредничает, как маленькая.
Ребенок сразу же взял яблоко в ладошки и поднес к своему рту. Через какое-то время маленький Андрюша поднял голову и посмотрел на няню любопытными глазенками. Взрослая девочка ему мило улыбалась, наблюдая за ним. Развернувшись на попке, ребенок повернулся к Оле лицом, поднял свою ручку и поднес покусанное и обслюнявленное яблоко к губам Оли.
Девочка, благодарно улыбнулась, сморщила носик и откусила маленький кусочек:
- Спасибо, Андрюшечка! Ты самый лучший мальчик на свете! Кушай сам! Я уже наелась))
Но ребенку понравился сам процесс кормления няни, поэтому дальше уже они ели его с Олей дружно, вдвоем. Отнекиваться от угощения у Оли не получалось – мальчик хмурился, обещая всем своим видом устроить вселенский рев.
- Ой! Ой! Опять все Олечке!... А мне?
Катя наклонилась к брату и открыла рот, давая понять, что тоже хочет чтобы он поделился с ней яблоком. Андрюша, с готовностью, протянул и ей свое яблоко, но, почему-то быстро передумал и оттолкнул лицо Кати свободной рукой от себя.
- Ну и ладно! Жадина! Мелкий гаденыш…Люби свою Олечку сколько влезет! Думаешь, ты ей нужен? У нее вон Дашка есть!... Предатель…
- Катя! Перестань! Чего ты злишься? Он же не понимает ничего еще!
Оля, примирительно, улыбнулась, глядя на подружку, но и эта улыбка не помогла:
- Ага. Это ты так думаешь! Все он понимает! Видишь, как смотрит на меня! Ух! Папина копия!
Оля глянула на мальчика, потом на свою сестренку Дашу и залилась смехом:
- Катя! Ему всего лишь годик! Что ты придумываешь! Как он на тебя может смотреть?? Он просто спать уже хочет!
Катя поднялась с лавочки и грубовато взяла с колен Андрюшу к себе на руки, а потом усадила брата в коляску:
- Все! Домой едем! К маме! Нагулялись…
- - -
Катя вышла замуж в восемнадцать лет. И сейчас, два года спустя, на свадьбе подруги Ольги, она уже сидит за праздничным столом с маленьким сыном на руках и мужем под боком. Лицо Кати очень недовольное: муж стремительно пьянеет, не пропуская ни одной рюмки. Молодая супруга злиться, нервно перекладывает младенца из одной руки в другую и что-то тихо выговаривает мужу.
Оля вздрогнула, когда почувствовала, что кто-то подошел сзади и навалился на ее руку телом. Оторвав взгляд от подружки, Оля, с удивлением, заметила возле себя восьмилетнего Андрея – брата Кати. Ребенок привалился к ее руке и заглядывал в глаза с сияющей улыбкой:
- Оля! Ты такая красивая в этом платье! Как принцесса! Катька не была такой красивой в нем. Я точно помню!
Оля тихонько рассмеялась:
- Ты просто еще маленький был, вот и не запомнил! Платье-то тоже самое! Катино! Она мне его дала, чтобы я невестой сегодня в нем побыла.
Мальчик затряс головой, сияя почти беззубым ртом (его молочные зубы выпали, а коренные только подрастают) и произнес уверенно:
-Нет! Ты красивее всех! Я когда вырасту – тоже поженюсь на тебе! И платье тебе куплю в сто раз лучше Катькиного!
У Оли, от неожиданности, вырвался смех-хмык. Скосив глаза на своего мужа (Слава Богу! Он в этот момент разговаривает с другом, что сидит почти рядом с ним за столом, и не обращает на Олю и Андрюшку никакого внимания), Оля ответила тихим голосом, мягко похлопывая ладонью брата подруги по плечу, и улыбаясь добродушно:
- Андрей! Не говори больше так никогда…Я уже вышла замуж. Сегодня. У меня теперь есть свой муж. А у тебя, когда ты вырастешь, будет своя невеста. Она, скорее всего, уже родилась, и потихоньку подрастает. Как и ты. И скоро вы вырастите и встретитесь. А потом полюбите друг друга и поженитесь.
Для убедительности своих слов Оля кивнула головой.
Андрей выслушал слова Оли внимательно. Видно было по лицу, что мальчик серьезно обдумывает услышанное. В следующую минуту он отпустил руку Ольги из своей руки и убежал, очень быстро, растворившись в толпе танцующих гостей. Девушка задумалась над поведением ребенка, даже заволновалась, но ее отвлекли: муж повернулся к ней лицом и заговорил о ком-то из своих друзей. Оля тут же забыла о мальчике и ступила в горячие и уже не очень трезвые споры-разговоры, стараясь быть поддержкой супругу.
Через какое-то время Оля почувствовала, что с ее ноги, под столом, кто-то снимает туфельку. Понимая, что это традиция, девушка не подала виду, и не стала заглядывать под стол.
Когда через какое-то время гости стали кричать «Горько», Оля поднялась со своего места и покачнулась. Муж придержал ее за локоть, с удивлением заглянув в глаза Ольги: опьянела что ли от шампанского? На немой вопрос мужа, Оля опустила свои глаза и показала взглядом «на проблему» неустойчивости, высунув из-под под стола ступню без туфельки.
Первой пропажу увидел даже не муж, а подружка невесты, что выглянула из-за его плеча. Завизжав весело, девушка крикнула громко, чтобы все услышали:
- У невесты туфельку украли! Верните за выкуп!!! Невеста не может выйти танцевать!!!
Гости оживились. Послышались крики, веселые возгласы, шутки. Все ждали, что сейчас объявиться весельчак, что попросит выкуп, но…
Время шло. Веселье продолжалось. А вор туфельки так и не объявился. Через час Оля переобулась в другую обувь. Настроение у нее немного испортилось. Что-то скреблось в душе. Такое чувство бывает, когда кого-то, случайно, не специально, обидишь словом или делом. Только вот кого она успела обидеть?? Все гости – родные люди и хорошие друзья. Кому понадобилось так глупо шутить и портить свадьбу? Оля, с опаской, стала поглядывать на взрослых женщин: шушукаются, рты ладошками прикрывают. Хорошо, что муж не особо обратил внимание на инцидент с туфлей: он пьет и веселится, громко смеется со своими армейскими дружками. А Оле что-то совсем не весело. Девушка кинула взгляд на то место, где сидела Катя со своим мужем. Их стулья оказались сейчас пустыми. Видимо, молодая семья ушла со свадьбы, забыв попрощаться с женихом и невестой.
Оля опустила низко голову и сцепила пальцы рук в замок на своих коленях:
- Все как-то неправильно происходит на ее свадьбе… Почему же ей так грустно? Хочется встать и уйти…
Жаль, что нельзя.
- - -
Андрей прибежал на берег реки и сел на большой камень. Ему сейчас всего 8 лет, а на чистой детской душе скребется горькая обида: его все считают маленьким! И ОЛЯ тоже считает его еще маленьким. Ну он же не виноват, что так поздно родился! И что такого, что маленький! Можно же просто подождать, пока он вырастет! Зачем сочинять про какую-то невесту родившуюся... Обидно даже слышать такое... От Оли... Это же всего десять лет! Он же ждет, значит и Оля должна его дождаться. Не нужна ему никакая другая невеста! Не нужна и все!
Мальчик вздохнул и надул щеки и губы, и произнес обиженным голосом в темноту вечера:
- Вот посмотришь, Олечка!... Я быстро вырасту! ….Оглянуться не успеешь!
Мальчик опустил взгляд на женскую туфельку в своих руках. Покачав ее на пальцах, Андрей шмыгнул носом, встал на ноги и, хорошенько размахнувшись, запустил туфлю в воздух. Красивая туфелька пролетела несколько метров, и с тихим всплеском ударилась о речную воду, поплыв по течению.
- - -
Андрюша в тот вечер развернется и уйдет домой с берега речки. Через открытые окна ему будет слышна громкая музыка со свадьбы Оли (они живут почти рядом, на одной улице). Ребенок ляжет на свою кровать на живот, обнимет руками подушку, притрется щекой к белой наволочке и вновь, как клятву, произнесет тихо и уверенно:
- Я быстро вырасту. Обещаю. Ты даже не заметишь,… как быстро.
Через пару минут мальчик крепко уснет, перестав беспокоиться. Дети – народ удивительный: если есть решение, то беспокоиться по остальным мелочам уже не нужно:
подумаешь: вышла замуж…
подумаешь: десять лет…
Главное – вырасти))
- - -
Всем спасибо))
Путеводитель по каналу можно посмотреть здесь