Кант считал, что культура связана только с человеком, выражая его
субъективную активность. Культура — это всегда внутреннее достояние
человека, она имманентна ему, ибо дает ему цель жизни, исходя из его
внутренних потребностей, выражая его гуманистическое предназначение.
Кант ввел и четко определил понятия внешней и внутренней культуры.
Собственно культурой является только внутренняя культура —
совокупность нравственных идеалов и нравственных детерминантов
общества. Она уникальна, не претендует на универсализм, а подчеркивает
неповторимость личности.
Если функциями внешней культуры являются воспитание, наказание за
проступки и удовлетворение простейших потребностей, то внутренняя
культура всегда связана с достижением внутренней свободы человека.
Поэтому так важны для внутренней культуры образы, имеющие
символическое содержание. Исходя из них, человек может строить свои
потребности не под влиянием внешних причин, а исходя из собственного
внутреннего мира.
«Человек – это шар, а душа – это нить»- писал Иосиф Бродский в «Письмах
к стене (1964)»… «Сохрани мою тень…»
В нашем мире всё тленно, абсолютно всё проходит: живой блеск глаз
сменяет пустота и омут; закат сменяет радужный рассвет, а молодость не
оставляет след. Я безумно люблю писать стихи, чувствуя, что мир
просачивается сквозь мое тело и очень хочу процитировать свои строки из
недавнего стихотворения, у которого нет даже имени (как у Мастера из
романа А. Булгакова); оно названо тремя точками, но несет в себе то, что я
хотела бы вложит в данное повестров:
«…Меня спросили: если ли вечность ,
И то ,что время не убьёт?
"Бессмертье в смерти" ;- я беспечно
Отвечу, глядя в небосвод.» 11.04.2022
«Бессмертье в смерти»-я действительно так считаю. Всё в мире приходит к
своему завершению, и мечты о вечном –бесплодная утопия, и только
смерть постоянная константа в урагане, сметающих всё на своем пути,
эпох; она с человечеством с самого начала его существования… Так, к чему это я…
«Культура — это всегда внутреннее достояние человека, она имманентна
ему, ибо дает ему цель жизни, исходя из его внутренних потребностей,
выражая его гуманистическое предназначение», - я думаю, этим
замечанием Кант подчеркивал то, что культура –это внутренняя сущность
человека, его душа, уникальность, то, что остаётся и не блекнет даже после
завершения существования человека, т.е смерти (как писал Сартр:
«Существование предшествует сущности»). Внутренняя культура – это
исток, почва внешней, видимой, осязаемой культура, ведь только человек,
имеющий кристально чистую внутреннюю культуру, способен творить и
замечать внешнюю! Небо внешней культуры открыто для избранных: для
людей с глубоким и бездонным сиянием «подкожной» культуры.
Почему Кант утверждает, что культура – это достояние?
Достояние — это то, что безраздельно, цельно и неоспоримо
принадлежит кому-либо. Это подчеркивает то, что внутренняя культура
для каждого из нас интимна и хрупка, у каждого она индивидуальна и то,
какой она будет, в большей степени зависит от воспитания и
самовоспитания человека в процессе его социализации и путешествия по
уголкам своей безграничной личности.
Я считаю, что внутренняя культура — это нравственные ориентиры,
установки, некий фундамент духовного лика личности, его тотальная,
имманентная, безраздельная свобода. Это духовные основания, на которых
человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах жизни.
Внутренняя культура – это духовное начало человека, то, что скрывается
под каждой клеточкой нашей бледной, смуглой, оливковой кожи. И ее, как
и любое достояние, необходимо тщательно и разборчиво сепарировать,
ограждать от низких, беспочвенных и пустых начал, также созданных
человеком. Ведь, как бы это банально не звучало, наша жизнь – это всегда
борьба, и воинов этой битвы на поле своей души, человек расставляет и
создает сам. («Надеюсь, ты выиграешь в той войне, о которой никому не
рассказываешь.»). Внутренняя культура гораздо ценнее внешней, ведь если
бы всё измерялось во внешних, материальных вещах, помнили бы мы о
подвигах и светлом сиянии тех людей, чьи памятники, к примеру, были
уничтожены?
Э. Фромм считает, что доминанта культуры- это определенные жизненные
установки человека, его стремление к продуктивной самореализации,
выводящей из сферы «низших потребностей», банальности существования,
ориентация на «быть», а не «иметь» (произведение «Иметь или быть»
Э.Фромм).
Вы спросите, для чего я цитировала вначале эссе свое стихотворение и
говорила о том, что всё в мире тленно?
Эдуар Эррио, французский политик 20 столетия писал: «Культура – это то,
что остается, когда все остальное забыто.» - это еще раз говорит о том, что
внутренняя культура – историческое достояние каждого человека, тень,
остающаяся после его смерти, это, в какой – то степени, память о человеке,
о его моральном и возвышенном облике.
Бесспорно, глядя на все события, происходящие в мире, и в каждом
человеке, можно сказать, что сейчас происходит некая культурно-
внутренняя пауперизация, т.е массовое культурное обнищание населения.
Многие не пытаются вызволить свою внутреннюю культуру из-под завалов
обывательства, квиетизма и оппортунизма, что, в общем-то говорит об
упаде ВНУТРЕННЕЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.