Найти в Дзене
Катя Степанова

Что означают слова И.Канта о том, что культура является "внутренним достоянием человека"?

Кант считал, что культура связана только с человеком, выражая его субъективную активность. Культура — это всегда внутреннее достояние человека, она имманентна ему, ибо дает ему цель жизни, исходя из его внутренних потребностей, выражая его гуманистическое предназначение. Кант ввел и четко определил понятия внешней и внутренней культуры. Собственно культурой является только внутренняя культура — совокупность нравственных идеалов и нравственных детерминантов общества. Она уникальна, не претендует на универсализм, а подчеркивает неповторимость личности. Если функциями внешней культуры являются воспитание, наказание за проступки и удовлетворение простейших потребностей, то внутренняя культура всегда связана с достижением внутренней свободы человека. Поэтому так важны для внутренней культуры образы, имеющие символическое содержание. Исходя из них, человек может строить свои потребности не под влиянием внешних причин, а исходя из собственного внутреннего мира. «Человек – это шар, а душа

Кант считал, что культура связана только с человеком, выражая его

субъективную активность. Культура — это всегда внутреннее достояние

человека, она имманентна ему, ибо дает ему цель жизни, исходя из его

внутренних потребностей, выражая его гуманистическое предназначение.

Кант ввел и четко определил понятия внешней и внутренней культуры.

Собственно культурой является только внутренняя культура —

совокупность нравственных идеалов и нравственных детерминантов

общества. Она уникальна, не претендует на универсализм, а подчеркивает

неповторимость личности.

Если функциями внешней культуры являются воспитание, наказание за

проступки и удовлетворение простейших потребностей, то внутренняя

культура всегда связана с достижением внутренней свободы человека.

Поэтому так важны для внутренней культуры образы, имеющие

символическое содержание. Исходя из них, человек может строить свои

потребности не под влиянием внешних причин, а исходя из собственного

внутреннего мира.

«Человек – это шар, а душа – это нить»- писал Иосиф Бродский в «Письмах

к стене (1964)»… «Сохрани мою тень…»

В нашем мире всё тленно, абсолютно всё проходит: живой блеск глаз

сменяет пустота и омут; закат сменяет радужный рассвет, а молодость не

оставляет след. Я безумно люблю писать стихи, чувствуя, что мир

просачивается сквозь мое тело и очень хочу процитировать свои строки из

недавнего стихотворения, у которого нет даже имени (как у Мастера из

романа А. Булгакова); оно названо тремя точками, но несет в себе то, что я

хотела бы вложит в данное повестров:

«…Меня спросили: если ли вечность ,

И то ,что время не убьёт?

"Бессмертье в смерти" ;- я беспечно

Отвечу, глядя в небосвод.» 11.04.2022

«Бессмертье в смерти»-я действительно так считаю. Всё в мире приходит к

своему завершению, и мечты о вечном –бесплодная утопия, и только

смерть постоянная константа в урагане, сметающих всё на своем пути,

эпох; она с человечеством с самого начала его существования… Так, к чему это я…

-2

«Культура — это всегда внутреннее достояние человека, она имманентна

ему, ибо дает ему цель жизни, исходя из его внутренних потребностей,

выражая его гуманистическое предназначение», - я думаю, этим

замечанием Кант подчеркивал то, что культура –это внутренняя сущность

человека, его душа, уникальность, то, что остаётся и не блекнет даже после

завершения существования человека, т.е смерти (как писал Сартр:

«Существование предшествует сущности»). Внутренняя культура – это

исток, почва внешней, видимой, осязаемой культура, ведь только человек,

имеющий кристально чистую внутреннюю культуру, способен творить и

замечать внешнюю! Небо внешней культуры открыто для избранных: для

людей с глубоким и бездонным сиянием «подкожной» культуры.

Почему Кант утверждает, что культура – это достояние?

Достояние — это то, что безраздельно, цельно и неоспоримо

принадлежит кому-либо.  Это подчеркивает то, что внутренняя культура

для каждого из нас интимна и хрупка, у каждого она индивидуальна и то,

какой она будет, в большей степени зависит от воспитания и

самовоспитания человека в процессе его социализации и путешествия по

уголкам своей безграничной личности.

Я считаю, что внутренняя культура — это нравственные ориентиры,

установки, некий фундамент духовного лика личности, его тотальная,

имманентная, безраздельная свобода. Это духовные основания, на которых

человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах жизни.

Внутренняя культура – это духовное начало человека, то, что скрывается

под каждой клеточкой нашей бледной, смуглой, оливковой кожи. И ее, как

и любое достояние, необходимо тщательно и разборчиво сепарировать,

ограждать от низких, беспочвенных и пустых начал, также созданных

человеком. Ведь, как бы это банально не звучало, наша жизнь – это всегда

борьба, и воинов этой битвы на поле своей души, человек расставляет и

создает сам. («Надеюсь, ты выиграешь в той войне, о которой никому не

рассказываешь.»). Внутренняя культура гораздо ценнее внешней, ведь если

бы всё измерялось во внешних, материальных вещах, помнили бы мы о

подвигах и светлом сиянии тех людей, чьи памятники, к примеру, были

уничтожены?

Э. Фромм считает, что доминанта культуры- это определенные жизненные

установки человека, его стремление к продуктивной самореализации,

выводящей из сферы «низших потребностей», банальности существования,

ориентация на «быть», а не «иметь» (произведение «Иметь или быть»

Э.Фромм).

Вы спросите, для чего я цитировала вначале эссе свое стихотворение и

говорила о том, что всё в мире тленно?

Эдуар Эррио, французский политик 20 столетия писал: «Культура – это то,

что остается, когда все остальное забыто.» - это еще раз говорит о том, что

внутренняя культура – историческое достояние каждого человека, тень,

остающаяся после его смерти, это, в какой – то степени, память о человеке,

о его моральном и возвышенном облике.

Бесспорно, глядя на все события, происходящие в мире, и в каждом

человеке, можно сказать, что сейчас происходит некая культурно-

внутренняя пауперизация, т.е массовое культурное обнищание населения.

Многие не пытаются вызволить свою внутреннюю культуру из-под завалов

обывательства, квиетизма и оппортунизма, что, в общем-то говорит об

упаде ВНУТРЕННЕЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.

-3