Мало кто рискнет начать рок-альбом с... медитации. Потому что большинство слушателей тут же его и выключат. Но Фриппушка стебёт клише, которые любит широкая публика. Он взял и сделал это - начал альбом с медитации. А далее начался рок...
King Crimson – Larks’ Tongues in Aspic, 1973
Альбом разительно и существенным образом отличается от всех предыдущих альбомов КК. Фрипп полностью поменял всё: музыкантов, текстовика, звучание, идею, философию, мелодику. Кому-то нравятся тексты Синфилда - на здоровье! Но лично мне его фантасмагория не по душе. Тексты Палмер-Джеймса мне нравятся гораздо больше. Они осмысленнее, острее, социальнее, понятнее.
В принципе, в музыке КК с этого альбома началась фаза, не завершившаяся до сих пор – фаза машинизации, фаза трэша с темами деконструкции, технологического давления и, соответственно, одиночества и подавленности человека.
Их музыка стала неимоверно жесткой, тяжелой. Стала мрачной, гнетущей, готической, печальной и тоскливой. КК вобрали в свою музыку множество культурных явлений конца ХХ века (и не только), что, собственно говоря, и отражает нашу реальность.
Тут шикарные «медляки» - Book of Saturday, Exiles, Easy Money. Вся группа виртуозная и создает потрясающую по атмосфере музыкальную картинку. The Talking Drum – «кримзоновская» медитативная психоделия, в основном, на два аккорда. Ну, а вторая часть Larks’ задает основную тему всему последующему творчеству КК. В частности, остальным двум альбомам в 70-х.
King Crimson – Red, 1974
Лично мне всегда казалось, что главное в этом альбоме – атмосфера. А если создана музыкальная атмосфера, можно закрывать глаза на что угодно. Хотя в Red закрывать глаза не на что. Очень продуманный и концептуальный альбом. Слушается как единое целое с первого до последнего звука.
Будучи страшным формалистом Фрипп сберег типичную форму альбомов КК с зачином, развитием действия, с лирическими балладами, предфинальной околоджазовой импровизацией, мощным и впечатляющим финалом и кодой. Только здесь ребята всю эту структуру максимально наполнили самым различным звучанием.
Музыка, конечно, перегружена, и звуковые датчики явно зашкаливают. Однако невозможно вообразить Red каким-то иным. Мрачнейшая, трагическая музыка с настроением, очень точно передающим безысходность. Всё на грани срыва, на грани между «правильными» нотами и «кривой» игрой на инструментах. Вся эта кривизна и переходы в гармонию и обратно здесь очень тонко продуманы. Весь грохот очень в тему. А тема одна – одиночество.
Меня здесь всегда впечатляло и до сих пор впечатляет абсолютно всё. Ну, разве что Fallen Angel слишком затянут в финальной части. Заглавная вещь – потрясающая готика.
One More Nightmare – Брафорд (Бруфорд) выдает целую лавину невообразимых звуков. Providence – едва ли можно найти еще такую звуковую импровизацию да еще с таким развитием действия!
Starless – невыносимо печально в первой части и очень мощно во второй. Я очень люблю голос Уэттона и его пение именно на этом альбоме.
Едва ли моя влюбленность в этот сумасшедший и печальный альбом когда-нибудь пройдет. А у вас? Пишите в комментариях о впечатлениях.
На посошок
Как всегда все желающие могут остаться на факультатив. А кому не интересен факультатив, могут полистать другие наши посты. Мы продолжаем реставрировать и дописывать альбом 1995 года нашей группы "Одно время". И продолжаем наш эксперимент - показываем песни без вокала. Это не инструменталы в полном смысле - просто здесь выключены вокалы. Настало время для композиции "Год плача". Когда мы сочиняли ее, нас вдохновляли "Блэк Саббат" и "Кинг Кримзон". Что получилось - слушайте, пишите в комментариях - как впечатления.