В феврале 1791 года во время представления оперы "Федул" в Эрмитажном театре 17-летняя певица Елизавета Федорова (сценический псевдоним Уранова) во время исполнения финальной арии вдруг встала на колени перед сидящей напротив сцены Екатериной II, и выкрикнула: "Матушка царица, спаси меня!". При этом актриса достала приготовленное заранее прошение.
Увидев, что на сцене происходит что-то непонятное, музыканты прекратили играть, и в зале театра воцарилась беспокойная и тяжелая тишина.Через некоторое время императрица прервала гнетущее молчание и распорядилась принести ей прошение актрисы.
Надо сказать, что реакция на этот скандал у Екатерины II могла быть разной: независимо от того, что было написано в том прошении, актриса могла быть оштрафована, а то и вовсе уволена из императорского театра. Поскольку подобный поступок был вопиющим нарушением этикета и приличий по отношению к самой императрице.
Однако, прочитав прошение, Екатерина II была буквально взбешена его содержанием. Оказалось, что Елизавета Уранова была влюблена в актера Силу Сандунова, и молодые люди очень хотели пожениться.
Но директора императорского театра: личный секретарь Екатерины II Александр Храповицкий и сенатор Петр Саймонов чинили всяческие козни влюбленным (притом что актеры не были крепостными - Елизавета происходила из мещан, а Сила вообще был потомок грузинского княжеского рода) и склоняли 17-нюю девушку к сожительству с 44-летним канцлером Безбородко.
К слову, вот как описывал канцлера Безбородко один из мемуаристов А.М. Тургенев:
Кто бы поверил, увидев Безбородко, что он с наружностью уродливого квазимода хотел нравиться прекрасным женщинам и даже уверял себя в том, что они его любят.
Александр Безбородко никогда не был женат, но был большим поклонником женской красоты и вообще вел разгульную и беспорядочную личную жизнь. Поэтому не удивительно, что юная актриса Елизавета Уранова приглянулась стареющему ловеласу (занимающему должность, по сути, премьер-министра) и он использовал все свое могущество, чтобы заполучить девушку в качестве временной игрушки.
Решение Екатерины II было таким же молниеносным, как и ее гнев. Уже через 3 дня молодые актеры были повенчаны в дворцовой церкви. Кроме того, императрица дала Елизавете Урановой солидное денежное приданое.
При этом оба директора театра получили немедленную отставку, а Храповицкий лишился еще и должности личного секретаря Екатерины II (правда примерно через год императрица вернула его обратно).
С самим Александром Бестужевым, естественно, ничего не произошло (кто же будет удалять канцлера из-за такой "ерунды"?). Но несомненно, что Екатерина II провела и с ним назидательную беседу.
Некоторые факты говорят о том, что Екатерина II заранее знала все подробности этого дела и даже сама придумала эту мелодраматическую сцену для того, чтобы в очередной раз предстать перед подданными доброй матушкой защитницей. В столице сплетничали, что сигналом для "выступления" актрисы стал брошенный царицей на сцену букет и т.п.
Если же говорить о завершении этой истории, то на тот момент она закончилась не совсем благополучно. Похоже, что всесильный Александр Безбородко не оставил попыток добиться Елизаветы Урановой (теперь уже Сандуновой) или начал мстить актрисе при помощи нового директора театра (кстати, им стал его друг князь Н. Юсупов).
Поскольку через некоторое время актерская чета вынуждена была оставить Петербург и перебраться в Москву. Стали бы они это делать без серьезной причины? Ведь при дворе актеры получали гораздо большее вознаграждение, чем в провинциальной в то время Москве.
Напрашивается вывод, что и сама Екатерина II было всесильна в каких-то делах ровно до того момента, пока проявляла к ним личное повышенное внимание.