Найти в Дзене
Республика Татарстан

Странам Средней Азии не избежать крупных вооружённых конфликтов и гражданских войн. Причины: родоплеменная структура, автономии и эксклавы

Оглавление
Настоящее и будущее Средней Азии в последнее время приобретает для россиян особый интерес. Раньше этот регион входил в состав нашей страны, а сейчас, находясь в подбрюшье России, является идеальным местом для удара по ней и, естественно, источником неисчислимых проблем.
Фото взято с открытого источника
Фото взято с открытого источника

Напомним, что Средней Азией в России принято считать территории Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана. Что касается Казахстана, то его мы к данному региону не относили, и тем не менее он всегда был с ним неразрывно связан. Эта республика по оценкам большинства геополитических сценариев, практически обречена стать в ближайшие годы для России в качестве одной из территорий, назовём условно, Ближнего круга.

Будущее же остальных среднеазиатских земель во многом определяется интересами больших игроков и наличием рядом с ними "чёрной геополитической дыры" – Афганистана. И, к несчастью, наиболее вероятная перспектива для данного региона – превращение в Дикие земли с последующим формированием единого с Афганистаном пространства на принципах и законах последнего.

ГОСУДАРСТВА, С СОМНИТЕЛЬНЫМИ ПЕРСПЕКТИВАМИ

Средняя Азия является правопреемницей гигантского исторического макрорегиона Великой степи. Последний включал в себя исторические районы проживания кочевых народов евразийской степи, ареал распространения которых колебался в зависимости от климата, а также непосредственно связанные с ним земледельческие и городские культуры наподобие территорий Ферганской долины или берегов Амударьи и Сырдарьи.

Памятник Амиру Темуру в Самарканде (взято из открытого источника)
Памятник Амиру Темуру в Самарканде (взято из открытого источника)

За последние века у населения макрорегиона кардинальным образом сменилась форма хозяйствования, эволюционировали социально-экономические отношения, а также – из-за экспансии и расширения влияния соседей – значительно уменьшилась территория.

Ключевой тренд Средней Азии – из отдельного макрорегиона она ретиво скатывается к территории свободной охоты между панрегионами и региональными державами – Россией, Китаем, Большой Индией (включая Пакистан) и Ираном. Соседи, понятно, хотят забрать и отторгнуть всё, что им нужно, сбросить лишнее и поделить бывший квазиединый регион на очень условные зоны влияния. Никто сегодня не заинтересован в захвате и интеграции всего макрорегиона – необходимое для этого противостояние и борьба с конкурентами не окупятся, договориться же пока сложно, а интегрировать и приводить данные территории в порядок – дорого.

Если бы в Средней Азии уже была страна, сопоставимая по политическим, военным, экономическим ресурсам и технологиям, а также, разумеется, по смыслам / проектности с современными Ираном или Турцией, у макрорегиона, несомненно, было бы будущее. В настоящий же момент, например, Узбекистан, по мнению многих – самая развитая из четверки рассматриваемых государств – даже трети от нужного не имеет, и речь здесь идёт отнюдь не о численности населения, а о комплексе важнейших других государствообразующих параметров (армия, ВПК, экономика, смыслы, пассионарность, элиты и др.).

К текущим проблемам нужно добавить интересы и влияние внешних игроков, которые жаждут осложнить жизнь соседям в Средней Азии, а также и фактор Афганистана. Хотя исторически бОльшая его часть не была составной частью Великой степи, теперь он отторгается и выталкивается туда как очаг проблем и нестабильности макрорегионами Ирана и Большой Индии (включая Пакистан).

Если бы можно было на миг представить, что соседи и внешние силы забыли о Средней Азии, то через несколько десятилетий Узбекистан имел бы шансы стать региональной державой, а Ферганская долина – её центром. Вот только жаль, что такого чуда наверняка не будет, взрыв ситуации и превращение "уносимого ветром" макрорегиона в большой Афганистан всё ближе…

И, да, у Средней Азии и без того изначально был минимум шансов на обретение значимости и субъектности, теперь же их нет вовсе, слишком неудобным стал климат, и уж очень далеко оказались политические центры мира…

Словом, с очень большой вероятностью, здесь вступит в действие инерционный сценарий – переход в Дикие земли, из которых близкие, соседские силы, не заботясь о происходящем, будут просто выкачивать всё нужное, а дальние силы будут стремиться к устройству социально-экономического взрыва, чтобы навредить своим противникам.

СПОРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ГРАНИЦЫ

В период холодной войны и последующие 30 лет однополярного мира привычным делом стала относительная стабильность внешнеполитических границ: страны могли распадаться, объединяться, колонии – объявлять независимость, но при этом границы между соседями не менялись с точностью до демаркации. Знакомые по картам очертания республик Средней Азии стали наследием распада СССР, когда международную значимость вдруг обрели мало кому интересные внутренние административные границы между "колхозами" разных народностей.

Фото взято с открытого источника
Фото взято с открытого источника

Для народов Средней Азии (за исключением таджиков) до сих пор характерно родоплеменное деление, не столь, правда, явное и сильно выраженное, как для этих же народов на территории Афганистана, но значимость его по-прежнему весьма высока. К тому же за последние тридцать лет построения независимости местные общества очень прытко архаизировались. Общенациональные идентичности, не говоря уже о политических, до сих пор здесь для многих значат меньше, чем племенные, что создаёт комфортную почву и для национальных конфликтов в настоящем, и для попыток искусственного этногенеза в будущем.

Если же внешним силам будет выгодно, вклиниваясь в гуманитарную повестку и раздувая различия, провозгласить отдельные племенные союзы родственными народами, то лет через 20-30, принимая во внимание демографию, пестрота этнической карты вообще вырастет в разы.

В настоящее время существуют две очевидные национальные проблемы, ставшие следствием советской национально-территориальной политики: это Каракалпакская республика в Узбекистане и Горно-Бадахшанская область в Таджикистане. Логично и вполне понятно желание центральных властей в условиях ухудшения общемировой ситуации и обострения кризисных явлений в регионе снизить риски утраты целостности. В то же время эти власти не пытаются договориться или хотя бы откупиться от местных элит, что вызывает незатухающее противодействие и сопротивление.

По мере ухудшения ситуации местные клановые / племенные элиты и элиты внутри титульных наций во всех странах региона неизбежно столкнутся с подобным ущемлением и нарушением прежних договоренностей, выхода из этой ситуации у центральных властей нет и не предвидится. Индикатором роста напряжённости станет активизация исламского фактора, который неизбежно начнёт переводить напряжённость и конфликты с локального на общерегиональный уровень. Если после этого проблему "подвесить", то может проявиться эффект домино – нестабильность перекинется на всю Среднюю Азию.

Ещё одной проблемой региона, особенно в Ферганской долине, является чересполосица, лоскутное смешение поселений разных народностей, не проигнорированная в советское время, а оформленная путём официального признания многочисленных эксклавов. Если бы Киргизия и Таджикистан имели большую историю государственности, то к настоящему моменту вопросы были бы решены в результате военных действий, переселения / обмена населением, утратой эксклавов или прорубания к ним коридоров. В мире полно мест, где часть народа живёт в соседнем государстве, но чистых эксклавов при этом мало, такие образования очень недолговечны и всегда представляют собой залог грядущих войн и конфликтов.

Из-за наличия в Ферганской долине крупных таджикских эксклавов, окружённых киргизскими землями, с отсутствием строгого контроля за доступом к воде, оттоком киргизов, высокой рождаемостью таджиков и т.д. создаются естественные предпосылки к военным действиям. Стоит только одной из сторон достигнуть значимого преимущества и/или иллюзии лёгкой победы, конфликт непременно разгорится. Добавим к этому постоянные переделы и борьбу за маршруты наркотрафика, а также интересы внешних игроков (США, Британии, Турции и др.), их попытки дестабилизации в регионе – и вопросов, почему тут регулярно происходят обострения, больше не возникает.

Печально, но внутреннее напряжение в республиках будет только нарастать, запрос на силу и маленькую победоносную войну – усиливаться, дыхание социально-экономической катастрофы и отвлечение внимания России и Китая от региона создадут иллюзию возможности военного блицкрига. К тому же, если даже при абсолютном падении обеспечить своему населению относительный уровень жизни лучше, чем у соседей, всегда можно будет заявлять о более высоком качестве управления. Помимо попыток сделать хорошо своим, вовсю будет процветать и стремление испортить жизнь соседям, чтобы выглядеть как можно лучше на их фоне.

Начавшийся праздник непослушания все ширится, подталкивая руководство и элиты стран к самому простому и очевидному решению внутренних проблем – сплочению и героической победе над внешним врагом. Количество потенциальных территориальных конфликтов в мире и так велико, но в Средней Азии всё осложняется ещё и эксклавами.

И, да, даже без учёта исламистского фактора и стремления внешних сил поджечь регион война между Киргизией и Таджикистаном, к сожалению, видимо, всего лишь вопрос времени, а Россия, Китай и Иран могут лишь тушить всполохи, не более…

Таким образом, очевидно, что в Средней Азии существуют три серьёзнейших проблемы, способных, даже без попыток подрыва ситуации внешними силами, со временем привести ситуацию к вооружённым конфликтам и гражданским войнам разной интенсивности: это наличие автономий, родоплеменная структура большей части населения и эксклавы. Эти факторы накладываются на явную неравномерность распределения ресурсов (вода, энергия, полезные ископаемые, земли, транспортные пути и др.) и создают великолепную экономическую основу для конфликтов и вмешательства третьих сил.

Маркером всерьёз начавшегося ухудшения будет рост активности Турции, Британии и исламистов. Как только их влияние на ситуацию станет недвусмысленно очевидным – лучше уехать из Средней Азии. Где и как рванёт – не важно, запылает везде.

НЕЙТРАЛЬНЫЙ ТУРКМЕНИСТАН

Большая часть территории Туркмении не предназначена для проживания, и малочисленность населения (около 6 млн. человек, оценка) не позволяют серьезно рассуждать о сохранении государства в привычных границах. Если бы Туркмения была обычной, подобной своим соседям рядовой страной, можно было бы рассуждать о формировании в будущем архаичной системы конфедерации / союза анклавов / племенных территорий вдоль рек с местами компактного проживания населения.

Туркменская юрта (взято с открытого источника)
Туркменская юрта (взято с открытого источника)

Дополнительной защитой могли бы стать внешние игроки – Китай по части контроля месторождений и трубопроводов, Иран по защите предгорий Копетдага (Ашхабада и пути на запад), а также Россия как прикрытие портов на Каспийском море. Каждая из территорий / анклавов выстраивала бы отношения с соседями, откупалась, оборонялась от пришлых с помощью ополчения и т.д. Собственно, именно так и будут, вероятно, выглядеть Дикие земли в горных районах Средней Азии.

Если бы в будущем у Туркмении было 10-15 спокойных лет, то можно было бы рассчитывать на шанс плавной, ступенчатой нормализации, избавления людей от страха и абсурда, постепенного открытия страны при сохранении её государственности. Но события, скорее всего, понесутся вскачь. Если даже состоится запуск процесса смягчения, то остаётся риск, что в любой момент будет возможно серьёзное внешнее воздействие, служащее детонатором для внутреннего взрыва с чертами бунта, мятежа и цветной революции. Никто не успеет, да и вряд ли захочет прийти Туркмении на помощь, а переход от государства к племенным территориям / анклавам будет жёстким, наверх вылезут далеко не самые лучшие и миролюбивые люди.

Таким образом, видим, что картина получается страшная. Взрыв вдобавок будет сопровождаться "помощью" родственников из Афганистана с непременной кровью, расправами, грабежами, плюс обязательно включится исламский фактор. Внешним силам (Иран, Китай, Россия) понадобится несколько недель, чтобы прибыть и начать наводить минимальный порядок на очень ограниченных территориях, так как пылать Средняя Азия начнёт сразу и в нескольких местах, а Туркмения будет далеко не первым приоритетом.

ВСЯ НАДЕЖДА НА УЗБЕКИСТАН

В отличие от большинства отколовшихся от РФ тридцать лет назад республик и территорий, у стран Средней Азии практически нет перспектив войти в состав России / других сильных игроков или создать сильные государства. 15-20 лет спокойствия, отсутствия злонамеренного интереса внешних игроков и попыток взорвать регион, чтобы досадить России, Китаю и Ирану, – и у Узбекистана, к примеру, вполне были бы шансы стать региональной державой, включившей в свою сферу влияния и окрестные земли. Только вот логика намерений совсем не совпадает с логикой обстоятельств.

Фото взято с открытого источника
Фото взято с открытого источника

Будущее региона – Дикие земли, единое пространство с Афганистаном на принципах и правилах последнего. Внешние силы, разумеется, не откажутся от контроля над отдельными анклавами, месторождениями и транспортными маршрутами, но к оставшимся территориям и населению интерес будет утерян.

Источник - Андрей Школьников