Найти в Дзене

Анна Михайлова: "Гибридная война России и коллективного Запада: маленькая Эстония с большим цифровым эго. Часть III"

Эстония, как участник Балтийского киберпротивостояния 2022 года, ранее неоднократно заявляла о российской угрозе для ЕС, НАТО и своих национальных интересов. Активное формирование образа России в информационной среде в качестве агрессора началось с открытого доклада департамента информации Министерства обороны Эстонии – «Эстония в международной среде безопасности в 2016 году». В нем отмечалось, что «Россия – единственное зарубежное государство, которое может угрожать независимости или конституционному строю Эстонии». Примечательно, что сам доклад, по словам генерального директора Департамента информации М. Маррана, являлся эстонским откликом на российско-украинский кризис 2014 года.

В 2022 году Украина вновь сыграла роль Троянской Елены в отношениях России и Эстонии. В августе 2022 года российские, эстонские и международные новостные СМИ со ссылкой на слова заместителя вице-канцлера по цифровому развитию Министерства экономики и коммуникаций Эстонии Л. Ильвеса вышли с заголовками о крупнейшей с 2007 года серии кибератак на эстонскую цифровую систему, а также о DDoS-атаках на частные медиакомпании Postimees Group и Ekspress Group. Ответственность за нападение возложена (как и в 2007 году в период переноса Бронзового солдата из центра Таллинна) на все тех же патриотически настроенных российских хакеров. А сами киберинциденты связываются с демонтажом в Нарве советского танка (части мемориала Второй мировой войны) и намерением Эстонии аннулировать для граждан РФ шенгенские визы.

В кейсе с Эстонией представляет интерес то, что кибератаки признаны неэффективными, в отличии, например, от Литвы. Почему же Эстония устояла?

Напомним, что Эстония – небольшая страна на побережье Балтийского моря с населением чуть больше 1,3 млн человек и одним из наиболее низких уровней валового внутреннего продукта среди стран Европы (28 место среди 39 стран по данным Евростат на 2021 год). Не имея значительных ресурсов для экономического развития, Эстония еще десятилетие назад взяла курс на цифровизацию и укрепление своих позиций в международном цифровом пространстве.

Цифровая трансформация государственной системы управления и развитие сферы цифровых услуг в рамках национальной программы «E-Estonia» позволили стране позиционировать себя как «Кремниевая долина Прибалтики» и «цифровой лидер Европы».

Отдельные усилия были предприняты Эстонией по выстраиванию архитектуры национальной системы кибербезопасности. Еще в 2008 г. страна приняла Национальную стратегию кибербезопасности и объединила свои усилия с США, Великобританией, Германией, Францией, Литвой, Латвией и рядом других стран в рамках Центра киберзащиты НАТО. В последствие при его содействии были разработаны «Таллинское руководство по кибервойне» (2013 г.) и «Таллинское руководство 2.0» (2017 г.).

С 2010 года в Эстонии проводятся международные киберучения «Cyber Coalition», направленные на отработку кризисного реагирования в период кибератак потенциального противника. С 2013 года при Министерстве обороны Эстонии создан отдел политики киберзащиты, а с 2018 года образованы кибервойска, полную боевую готовность которых планировалось обеспечить к 2023 году. Также в сфере управления Министерства обороны Эстонии действует добровольческое объединение «Лига обороны Эстонии», участвующее в киберобороне страны от «российской угрозы» и «формировании безопасного информационного пространства» для эстонцев, особенно многочисленного русскоязычного населения.

Все эти усилия позволили Эстонии регулярно с 2015 года входить в топ-5 стран мира по величине Глобального индекса кибербезопасности (в 2021 году – 3 место), делая ее привлекательным партнером для международного сотрудничества и поставщиком цифровых решений в области безопасности для государственного и частого секторов. В свою очередь это дает возможность стране проводить внешнее тестирование своих кибертехнологий и трансформировать цифровые пространства союзных стран в своих интересах.

Сейчас это происходит на Украине. По данным издания Киберпульс (№ 178, 2022), еще в марте Эстонией запущена программа «Bug Bounty» для поиска критических уязвимостей в цифровой государственной инфраструктуре России и Украины так называемыми «этическими» хакерами (в первом случае информация передается украинской стороне, во втором – уязвимость устраняется, а опыт накапливается). А в сентябре 2022 года подписано эстонско-украинское соглашение о сотрудничестве и обмене опытом в области кибербезопасности и технологий цифрового государства.

Образ «тяжеловеса кибербезопасности» (прим. цитата из твиттера премьер-министра Эстонии Кайи Каллас) всячески поддерживается эстонским правительством, поскольку это позволяет стране занимать конкурентоспособную нишу в мировой экономической и геополитической системе в условиях слабости ее реальной экономики и малого размера. Устоит ли балтийский цифровой колосс покажет время.

В четвертой части статьи мы поговорим о Латвии и ее роли в противостоянии на балтийском киберфронте.

Анна Михайлова, член Экспертного клуба "Дигория"