Зяблик - одна из наиболее многочисленных лесных птиц, охотно он поселяется и в парках, может жить и в озелененных кварталах. В лесах очень часто именно зяблик занимает первое место по численности среди птичьего населения. Во многом это связано с разнообразием питания - тот или иной подходящий корм для этой птицы имеется практически везде. Взрослые зяблики едят насекомых, семена растений, не откажутся и от посещения кормушек, и просто от потерянных человеком остатков пищи.
Как и многие другие птицы, птенцов зяблики выкармливают в основном беспозвоночными, хотя могут приносить им и семена, а в городах - хлеб и другие остатки с нашего стола. А вот насекомых они едят самых разнообразных. Питание птенцов зяблика я изучал почти на всех территориях, где приходилось более-менее долго работать, поскольку почти везде это был один из наиболее массовых видов.
В смешанном хвойно-мелколиственном лесу почти треть рациона птенцов составляли гусеницы, в основном - совок и пядениц. Среди последних преобладали крупные гусеницы пяденицы волосистой. На втором месте оказались личинки пилильщиков, а также - некрупные стрекозы и ручейники. Последние две группы оказались в рационе, видимо, потому, что поблизости имелось несколько водоемов. Впрочем, в Клепиковском районе, где проводились эти исследования, болота, пруды или канавы с водой встречаются повсеместно, труднее найти участок, где их нет. Довольно много птицы добывали также пауков, изредка приносили в гнездо мелких жуков и их личинок, а также моллюсков с раковинками.
В широколиственном лесу на гусениц и взрослых бабочек пришлось уже около половины рациона птенцов. Но виды здесь уже были другие. Преобладали в добыче зябликов листовертки, в том числе зеленая дубовая листовертка - насекомое, способное к массовому размножению в некоторые годы. В 2014 году в Карцевском лесу я даже такое размножение наблюдал, и в некоторых местах леса, особенно на опушках, дубы лишились чуть ли не половины своей листвы. На втором месте с большим отрывом следовали личинки пилильщиков, а на третьем - личинки жуков-листоедов. Одно из гнезд оказалось всего в полукилометре от реки Оки, и там птицы приносили потомству много ручейников. В целом на их долю в этом гнезде пришлось 35% добычи, а в дни массового вылета питание птенцов состояло полностью из этих насекомых.
В узкой лесополосе, разделяющей два поля, питание птенцов оказалось наиболее разнообразным. Здесь птицы тоже часто приносили гусениц, бабочек, личинок пилильщиков, но также - много жуков, в том числе мелких долгоносиков, щелкунов, мягкотелок, листоедов. Часто давали птенцам комаров-долгоножек, различных мух, личинок пенниц, а по доле пауков в добыче зяблики из лесополосы поставили рекорд - более 15% рациона. Давали они птенцам и очищенные семена подсолнечника, и зерна пшеницы, видимо, собирали просыпанное на полевых дорогах зерно или остатки прошлогоднего урожая. На растительный корм пришлось около десятой части рациона птенцов. Все это свидетельствует о том, что в лесополосе зяблики находились в самых неблагоприятных условиях, вынуждены были собирать все мало-мальски пригодное, что попадалось. Оно и понятно. Лесополоса - всего четыре ряда деревьев, немного кустарников. И хоть она длинная, но летать на большие расстояния невыгодно, надо ведь летать постоянно, пищу в гнездо приносить по 5-8 раз в час, а то и чаще. Тем не менее, в лесополосе птенцы в итоге тоже благополучно выросли.