317 подписчиков

Что такое лог-файл и зачем он нужен

275 прочитали

Лог-файл — это электронный журнал, в котором последовательно зафиксированы все действия программ и пользователей на сайте и сервере. Заметки можно использовать для поиска различных ошибок, для диагностики и обнаружения угроз безопасности, для сбора статистики веб-ресурса и многих других целей. Благодаря разбору записей все системы работают непрерывно с минимальными простоями. Разберем основные виды логов и их пользу для проекта в статье.

Подписывайтесь на канал «Макхост» в Яндекс.Дзен — полезные статьи о хостинге каждую неделю!
Подписывайтесь на канал «Макхост» в Яндекс.Дзен — полезные статьи о хостинге каждую неделю!

Для чего нужны лог-файлы

Лог-файлы позволяют понять, какая часть проекта дала сбой или нуждается в оптимизации. IT-специалисты из самых разных сфер пользуются журналами событий, чтобы улучшить сервис:

  1. Администраторы анализируют файлы логирования в поисках причин отказов в работе сервиса.
  2. SEO-специалисты оценивают поведение посетителей и составляют план по улучшению качества сайта и его продвижению в Сети.
  3. Интернет-маркетологи изучают действия клиентов компании на веб-ресурсе и анализируют качество продвижения продуктов.
  4. Разработчики исправляют ошибки в приложениях.
  5. Служба безопасности, опираясь на логи, определяет вид атаки и оценивает ее последствия.
  6. Инженеры используют лог-файлы, чтобы вычислить момент, в который система стала недоступна, и откатиться до него с помощью бэкапа.
Логирование позволяет бизнесу контролировать состояние инфраструктуры и предотвращать поломки до их появления. Проект сохраняет высокий аптайм. Кроме того, благодаря анализу некоторых лог-файлов проект дорабатывают и делают более привлекательным для юзеров.

Виды логов

Чтобы обрабатывать информацию было проще, создается несколько лог-файлов, в каждом из которых фиксируются события определенного типа:

  • история действий с операционной системой;
  • обращения к серверу;
  • запросы к базам данных;
  • работа с исходящими и входящими сообщениями;
  • ошибки в программном обеспечении;
  • попытки пройти авторизацию в системе: вход / выход / восстановление доступа.

Каждый журнал имеет свой формат записи. Это позволяет анализировать отдельные небольшие файлы, а не огромный массив информации, собранной в одном документе. С разделением логов на виды легче находить источники ошибок и способы решения проблем.

Основной файл

Все события с момента запуска системы записываются в глобальном лог-файле. Он необходим, чтобы установить взаимосвязь между разными фактами. Сведения, входящие в структуру общего журнала:

  • сообщения от ядра системы;
  • информация о работе FTP-сервисов;
  • действия на стороне DNS-сервера;
  • история работы файервола.

Логи веб-сервера

Веб-сервер, например Apache или Nginx, управляет доступом пользователей к размещенному на нем сайту. Он фиксирует информацию о работе сервера и записывает любые действия посетителей веб-ресурсов. Обработка логов веб-сервера позволяет собрать информацию о пользователях:

  • разделить посетителей на несколько сегментов;
  • изучить поведение выделенных групп (например, проведение платежей);
  • собрать информацию по каждому посетителю — какой контент его привлек, сколько времени он просматривал содержимое сайта, какой браузер использовал для входа на веб-ресур, IP-адрес его устройства.

Веб-сервер ведет два лог-файла: журнал доступа к серверу и записи ошибок и уведомлений. Просмотреть записи веб-сервера можно через панель управления хостингом.

Дополнительно к логам веб-сервера можно отнести журнал интерпретатора PHP и файлы ошибок PHP.

Лог загрузки системы

Если ОС не загружается, можно обратиться к лог-файлам. Они содержат информацию об основных системных событиях, например, о сбоях оборудования.

Логи почтового сервера

На сервере может работать почтовая служба. Для ее организации устанавливают почтовые программы, которые отвечают за отправку и прием писем, а также за доступ абонентов к своим почтовым ящикам. Лог-файлы в данном случае хранят информацию:

  • об отправленной и полученной корреспонденции;
  • об ошибках почтового сервера, из-за которых письмо не дошло до адресата.

Логи баз данных

Сервер MySQL ведет учет обращений к базам данных и возникающих при этом ошибок. Прочитав записи, можно узнать какой контент и по какой причине не был загружен по запросу браузера.

Другие логи

Журналы ведут практически все приложения, основные мы уже разобрали. Однако лог-файлы делятся на виды не только по типам событий, которые в них зафиксированы. Информация в каждом журнале имеет разные уровни важности. Некоторые записи требуют срочного вмешательства системных администраторов, другие можно рассматривать постепенно.

Виды логов по степени их важности:

  1. Fatal/critical error — требуют срочного исправления.
  2. Not critical error — не влияют на пользователя.
  3. Warning — необходимо обратить внимание.
  4. Initial information — информация о запросах в БД, вызовах других сервисов.

Заключение

Журналы — удобный инструмент для отслеживания работы сайта и сервера. Если научиться быстро находить в них нужные записи, то можно эффективно и решать ошибки в работе программ и оперативно реагировать на проблемы. Так можно обнаружить начало DDoS-атаки и предпринять меры по ее предотвращению.

«Макхост» — премиальный хостинг для проектов любой сложности. Поддержка работает 24/7. Перенесем ваши проекты от другого хостинг-провайдера бесплатно. 🎁

#хостинг #хостингдлясайта #vpsсервер #vdsсервер #лучшийхостинг #виртуальныйхостинг #серверноеадминистрирование #серверы #выделенныйсервер