Мы ранее уже затрагивали тему защиты прав продавцов на маркетплейсах, остановившись на тех случаях, когда злоумышленники выставляют карточки товаров с чужим товарным знаком, фотографиями или иным контентом.
Как правило, при получении претензии, содержащей указание на такое нарушение с приложением доказательств (например, исходников), маркетплейсы достаточно оперативно реагируют, блокируя карточки с нарушениями.
Все вышеуказанное отлично реализуется в случаях, когда добросовестный селлер может доказать, что является правообладателем товарного знака или имеет права на объект интеллектуальной собственности (изображение).
Но встречаются и иные случаи, когда отстоять свои законные права уже сложнее.
Расскажем подробнее об одном из них. Итак, компания – селлер. Маркетплейс – OZON. Специалисты компании выявляют карточку товара, оформленную таким образом, чтобы формально злоумышленник ничего не нарушал, но явно нарушающие интересы компании.
Надо отметить, что оба продавца продавали идентичный товар, но изготовленный разными производителями. Наименования товаров также были похожи. Так, наименование товара добросовестного селлера полностью совпадало с наименованием товара недобросовестного, но содержало еще одного слово - «Первый».
То есть «Первый полезный продукт» - товар добросовестного продавца, и «Полезный продукт» - товар недобросовестного селлера.
Однако, недобросовестный продавец указал наименование своего товара как «Первый полезный продукт».
Кроме того, добросовестный селлер имел зарегистрированный товарный знак, часть которого также использовал на своей карточке злоумышленник.
Собрав воедино все нарушения, добросовестный селлер написал обращение в ОЗОН. Он указывал, что:
1. Оба продавца реализуют однородные товары одного класса и на одном товарном рынке.
2. Продавцом-злоумышленником карточки товаров составлены таким образом, чтобы вызвать у потребителей заблуждение относительно данного товара.
Так в наименовании товаров указано «Первый полезный продукт», в то время как данное словосочетание является наименованием иных товаров.
3. Недобросовестный же продавец разместил слово «ПЕРВЫЙ» в наименовании товаров таким образом, чтобы сделать его доминирующим в описании и вводить покупателей в заблуждение относительно продукции через ассоциацию с иным производителем товара, основанную на предшествующем опыте.
4. Товар с наименованием «Первый полезный продукт» введен в оборот задолго до размещения недобросовестным продавцом карточек товаров.
Покупатели, основывающиеся на предшествующем опыте товаров с наименованием «Первый полезный продукт» в итоге приобретают иной продукт, не имеющий к нему никакого отношения.
Юристы OZON внимательно обращение прочитали, но посчитали, что нарушений нет. Их проверка производилась только в отношении зарегистрированного товарного знака, часть которого была использована. Основным критерием отказа послужил тот факт, что использованная часть является неохраняемым элементом товарного знака.
Что можно в таком случае рекомендовать добросовестному селлеру?
Согласно ст.14.6 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации.
Со стороны недобросовестного продавца совершаются действия, имеющие признаки недобросовестной конкуренции путем копирования информации об ином товаре с целью введения потребителей в заблуждение.
Для того, что отстоять свои законные права, добросовестному продавцу следует обратиться в Федеральному антимонопольную службу с обращением, содержащим просьбу провести проверку оформления конкретным продавцом карточек товаров на предмет наличия признаков недобросовестной конкуренции, а также обязать продавца устранить допущенные нарушения и привести содержание карточки в соответствие с требованиями законодательства.