В минувший четверг параллельно с неформальным саммитом ЕС в Праге (Чехия сейчас председательствует в объединении) начал свою работу форум Европейского политического сообщества, идею создания которого продвигал президент Франции Эммануэль Макрон практически сразу же после своего переизбрания на второй срок.
Честно признаться, поначалу казалось, что это будет некий ЕС+, поскольку в сообщество пригласили 27 государств-членов Евросоюза и еще 17 государств, как кандидатов в ЕС, так и тех, кто туда не собирается или не без скандалов ушел (Албания, Швейцария, Лихтенштейн, Косово, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Северная Македония, Великобритания, Норвегия, Исландия, Турция, Грузия, Армения, Азербайджан, Молдавия и Украина). Как видно из состава участников, Европейское политическое сообщество изначально состоит из государств, неравноправных по своему статусу: члены, кандидаты и потенциальные претенденты в кандидаты. Возможный изначальный посыл основателей сообщества — подчинение внутренней и внешней политики семнадцати названных государств так называемым стандартам ЕС, которые они должны будут выполнять, чтобы в неочерченном будущем стать полноправными членами объединенной Европы. Это значит, что одного Евросоюза в качестве наглядного примера для подражания недостаточно, нужна еще одна структура, пропагандирующая ценности ЕС.
Некоторые приглашенные, в частности, Великобритания, поначалу отнеслись к идее создания ЕПС с известной долей скептицизма, что еще раз подтверждает отношение к нему как к клубу по интересам.
Несмотря на эти предположения, именно приглашенные страны начали проявлять наибольшую инициативу, стремясь использовать поля форума в качестве площадки для решения своих задач, видимо опасаясь, что такой возможности в дальнейшем может и не быть. Надо сказать, что некоторые инициативы были поддержаны бенефициарами саммита. Речь идет о президенте Франции Эммануэле Макроне и главе Европейского Совета Шарле Мишеле, которые провели четырехсторонние переговоры с участием премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Исходя из текста совместного заявления по итогам этой встречи, можно предположить, что Азербайджан и Армения находятся на пути к подписанию мирного соглашения, которое не будет содержать территориальных претензий Армении к Азербайджану, что фактически являлось бы ключом к решению карабахской проблемы, если бы это было сделано без давления на Ереван. Баку и Тегеран торопят Ереван, практически открыто заявляя, что в случае отказа последнего от договоренностей по демилитаризации Нагорного Карабаха, азербайджанская сторона в одностороннем порядке продолжит реализацию собственной повестки дня в Карабахе, что означает новую эскалацию приграничного конфликта. Поскольку поддержание безопасности на армяно-азербайджанской границе до этого момента была прерогативой российских миротворцев, то в Праге с явной целью отодвинуть Россию от процесса армяно-азербайджанского урегулирования решили отправить в приграничье гражданскую миссию ЕС для укрепления доверия между сторонами конфликта.
Здесь необходимо отметить, что не только Европейский Союз, но и Россия имеют свои планы относительно армяно-азербайджанского урегулирования. Мирный договор, предлагаемый двумя сторонами, различается предполагаемым статусом Нагорного Карабаха, что является принципиальным вопросом как для России, так и для Армении.
Но Россию и Беларусь на саммит нового сообщества никто не приглашал, а глава европейской дипломатии Жозеп Боррель прямо заявил, что ЕПС создается с целью формирования нового миропорядка на европейском континенте без Беларуси и России, несмотря на то, что многие государства-участники связаны с нашими странами двухсторонними и многосторонними договорами.
Россия не могла не отреагировать на предложения, раздававшиеся из Праги. Пресс-секретарь российского МИДа Мария Захарова, комментируя текущие армяно-азербайджанские договоренности и предложения Макрона и Мишеля, заявила, что подход ЕС к армяно-азербайджанскому мирному договору недостаточно сбалансирован, добавив, что в Москве прекрасно понимают, «что геополитика подразумевает элемент игры, маневрирования, но мы против геополитических интриг, которые ведут к опасному срыву ситуации».
Это означает, что мир на Южном Кавказе не может быть разработан без участия России и без учета ее предложений. Создание ЕПС и отсутствие там России и Беларуси способствует лишь еще большей поляризации в Европе, а новое европейское объединение призвано создать видимость антибелорусского и антироссийского единства.
Попытка «помирить» в Праге Армению и Азербайджан — не что иное, как демонстрация европейских амбиций, направленных против влияния России на Южном Кавказе.
Автор: Александр Черный