Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Новый клуб по интересам? Изучили амбиции Европейского политического сообщества

В минувший четверг параллельно с неформальным саммитом ЕС в Праге (Чехия сейчас председательствует в объединении) начал свою работу форум Европейского политического сообщества, идею создания которого продвигал президент Франции Эммануэль Макрон практически сразу же после своего переизбрания на второй срок.

-2

Честно признаться, поначалу казалось, что это будет некий ЕС+, поскольку в сообщество пригласили 27 государств-членов Евросоюза и еще 17 государств, как кандидатов в ЕС, так и тех, кто туда не собирается или не без скандалов ушел (Албания, Швейцария, Лихтенштейн, Косово, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Северная Македония, Великобритания, Норвегия, Исландия, Турция, Грузия, Армения, Азербайджан, Молдавия и Украина). Как видно из состава участников, Европейское политическое сообщество изначально состоит из государств, неравноправных по своему статусу: члены, кандидаты и потенциальные претенденты в кандидаты. Возможный изначальный посыл основателей сообщества — подчинение внутренней и внешней политики семнадцати названных государств так называемым стандартам ЕС, которые они должны будут выполнять, чтобы в неочерченном будущем стать полноправными членами объединенной Европы. Это значит, что одного Евросоюза в качестве наглядного примера для подражания недостаточно, нужна еще одна структура, пропагандирующая ценности ЕС.

Некоторые приглашенные, в частности, Великобритания, поначалу отнеслись к идее создания ЕПС с известной долей скептицизма, что еще раз подтверждает отношение к нему как к клубу по интересам.

Несмотря на эти предположения, именно приглашенные страны начали проявлять наибольшую инициативу, стремясь использовать поля форума в качестве площадки для решения своих задач, видимо опасаясь, что такой возможности в дальнейшем может и не быть. Надо сказать, что некоторые инициативы были поддержаны бенефициарами саммита. Речь идет о президенте Франции Эммануэле Макроне и главе Европейского Совета Шарле Мишеле, которые провели четырехсторонние переговоры с участием премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева.

-3

Исходя из текста совместного заявления по итогам этой встречи, можно предположить, что Азербайджан и Армения находятся на пути к подписанию мирного соглашения, которое не будет содержать территориальных претензий Армении к Азербайджану, что фактически являлось бы ключом к решению карабахской проблемы, если бы это было сделано без давления на Ереван. Баку и Тегеран торопят Ереван, практически открыто заявляя, что в случае отказа последнего от договоренностей по демилитаризации Нагорного Карабаха, азербайджанская сторона в одностороннем порядке продолжит реализацию собственной повестки дня в Карабахе, что означает новую эскалацию приграничного конфликта. Поскольку поддержание безопасности на армяно-азербайджанской границе до этого момента была прерогативой российских миротворцев, то в Праге с явной целью отодвинуть Россию от процесса армяно-азербайджанского урегулирования решили отправить в приграничье гражданскую миссию ЕС для укрепления доверия между сторонами конфликта.

Здесь необходимо отметить, что не только Европейский Союз, но и Россия имеют свои планы относительно армяно-азербайджанского урегулирования. Мирный договор, предлагаемый двумя сторонами, различается предполагаемым статусом Нагорного Карабаха, что является принципиальным вопросом как для России, так и для Армении.

Но Россию и Беларусь на саммит нового сообщества никто не приглашал, а глава европейской дипломатии Жозеп Боррель прямо заявил, что ЕПС создается с целью формирования нового миропорядка на европейском континенте без Беларуси и России, несмотря на то, что многие государства-участники связаны с нашими странами двухсторонними и многосторонними договорами.

-4

Россия не могла не отреагировать на предложения, раздававшиеся из Праги. Пресс-секретарь российского МИДа Мария Захарова, комментируя текущие армяно-азербайджанские договоренности и предложения Макрона и Мишеля, заявила, что подход ЕС к армяно-азербайджанскому мирному договору недостаточно сбалансирован, добавив, что в Москве прекрасно понимают, «что геополитика подразумевает элемент игры, маневрирования, но мы против геополитических интриг, которые ведут к опасному срыву ситуации».

-5

Это означает, что мир на Южном Кавказе не может быть разработан без участия России и без учета ее предложений. Создание ЕПС и отсутствие там России и Беларуси способствует лишь еще большей поляризации в Европе, а новое европейское объединение призвано создать видимость антибелорусского и антироссийского единства.

Попытка «помирить» в Праге Армению и Азербайджан — не что иное, как демонстрация европейских амбиций, направленных против влияния России на Южном Кавказе.

Автор: Александр Черный