В Правилах дорожного движения появились нововведения. На минувшей неделе правительство утвердило поправки, которые в частности касаются таких популярных средств, как самокаты, гироскутеры, электроскейтборды, сигвеи и моноколеса. Всё перечисленное теперь называют официально СИМами – средствами индивидуальной мобильности. Таким образом, эти механизмы обрели вполне определённый статус на дороге.
Подробнее об этом Авторадио рассказала пресс-секретарь крупного петербургского предприятия по аренде электросамокатов Юлия Камойлик:
– Самое важное, что сейчас у самоката появился правовой статус. Больше нет вариантов трактовать его, как «пешеход», «велосипед», «мопед», теперь самокат – «средство индивидуальной мобильности». Мы изначально за безопасность, поэтому модели и настройки у нас сделаны по аналогии с ПДД велосипеда.
По данным МВД количество дорожных происшествий с участием самокатов и им подобных средств за первое полугодие 2022 года выросло более чем в 2,5 раза по сравнению с прошлым. Есть, к сожалению, и погибшие, 6 человек – это в два раза больше, чем в 2021-ом. В подавляющем большинстве случаев это наезды на людей, причем треть из них на пешеходных переходах. Но люди страдают и в столкновениях СИМов с автомобилями, особенно на перекрёстках.
– Пересечение дороги на электросамокате – это тревожная ситуация. Там есть несколько моментов, которые можно нарушить. Во-первых, делать это в неположенном месте, второе – если пересекать регулируемый пешеходный переход с нарушением – на красный свет, что тоже очень опасно. Потому что автомобилист может не успеть сориентироваться и сбросить скорость, и третье – обязательно на переходе нужно спешиваться. Сейчас это всё будет законодательно закреплено, так что соблюдения этих правил можно будет требовать и от частных самокатчиков.
Ездить на СИМах теперь можно только по одному. Для Петербурга впрочем такие случаи тоже не редкость. Вообще, по статистике, лидерами по количеству аварий с самокатами стали Москва, Северная столица и Свердловская область. Всего в первом полугодии зафиксировано 370 ДТП с участием СИМ. А это чуть ли не вдвое превосходит показатели за аналогичный период прошлого года. Какие именно механизмы чаще фигурируют в ДТП и как новые правила касаются аренды электросамокатов, прокомментировала пресс-секретарь кикшерингового сервиса Юлия Камойлик:
– Есть аналитические отчёты МВД об аварийсности в стране. И вот доля аварийности частных самокатов значительно превышает количество аварий с кикшеринговым электротранспортом. 70% аварий приходится на частные электросамокаты. Поэтому, очень надеемся, что внесение поправок в ПДД сможет изменить ситуацию аварийности.
Согласно новым правилам, для электросамокатов поставят специальные дорожные знаки. При этом кататься по тротуарам и велодорожкам можно, только если масса устройства не больше 35 килограммов. Перед пешеходным переходом обязательно спешиваться. Для езды можно пользоваться крайним правым рядом, если там разрешенная скорость меньше 60 километров в час. А вот пользоваться проезжей частью можно только людям старше 14 лет. Главное правило касается скорости для средств индивидуальной мобильности. Передвигаться на них можно не быстрее 25-ти километров в час.
– Эти параметры у нас в сервисе соблюдаются. Сейчас в России у нас работает 75 тысяч самокатов, и все они настроены одинаково. У нас сервис 18+, скорость системно ограничена, даже при движении с горки быстрее 25 км\ч он не поедет. При этом в Петербурге городом введено ограничение 20 км\ч. Так что все петербургские кикшеринговые самокаты едут не больше 20 км\ч.
Кстати, до принятия поправок в ПДД в Комитете Госдумы по транспорту и строительству предлагали обучать езде на самокатах в обязательном порядке. Однако подобной практики пока нет нигде в мире. Стоит отметить, что и такой популярностью как сейчас самокаты до сих пор ещё не пользовались. В тоже время количество автомобилей на городских дорогах растёт с каждым годом и средства индивидуальной мобильности будут всё более востребованными. Нововведения в правилах дорожного движения вступят в силу с марта 2023 года. А вот сами самокаты, гироскутеры и прочие моноколёса в самом скором будущем уйдут на зимний отдых. Встретимся с механизмами уже в новом сезоне. Будем надеяться, что такого большого перерыва окажется достаточно пользователям средств индивидуальной мобильности для привыкания к новым правилам.