Найти тему
ТАСС Наука

В Туле начали реставрацию вазы XVIII века работы немецкого скульптора Кендлера

Музей-заповедник "Куликово поле" © Роман Солопов
Музей-заповедник "Куликово поле" © Роман Солопов

Реставраторы государственного музея-заповедника "Куликово поле" приступили к восстановлению вазы XVIII века, созданной немецким скульптором Иоганном Иоахимом Кендлером, работы которого представлены в крупных музеях мира, в том числе в Дрездене, Лондоне, Потсдаме, Калифорнии. Ваза с 1939 года хранилась в фондах Тульского музея изобразительных искусств и является частью гарнитура, выпущенного на Майсенской фарфоровой мануфактуре, рассказали ТАСС в пресс-службе музея-заповедника.

"Старинная ваза, а вернее ее детали, поступили в реставрационные мастерские музея-заповедника в сентябре, но множественные утраты предмета не сразу позволили определить его первоначальный вид. Благодаря проведенному исследованию удалось отыскать недостающие детали экспоната и приступить к работе. Известно, что с 1939 года ваза хранилась в фондах Тульского музея изобразительных искусств, но не было информации, кому она принадлежала и как стала музейным экспонатом", - сказали в пресс-службе.

Реставраторы выяснили по клейму на дне вазы, что она изготовлена в Германии, на фабрике Мейсенской мануфактуры. "Запрос в Германию остался без ответа, а узнать данные о происхождении вазы помогли российские специалисты по европейскому фарфору. Установлено, что в 2010 году на аукционе в Лондоне была продана подобная ваза, а тульский экземпляр является одним из предметов гарнитура, посвященного четырем стихиям Вселенной. Эту серию в 1748 году разработал выдающийся художник немецкого рококо, скульптор по фарфору Иоганн Иоахим Кендлер по заказу покровителя, графа Генриха фон Брюля, таких гарнитуров было выпущено крайне ограниченное количество", - отметили в пресс-службе.

Когда первоначальный облик вазы Кендлера стал понятен, был определен фронт реставрационной работы, в фондах изобразительного музея также обнаружили недостающее основание изделия. Реставратор Екатерина Лапынина будет приводить вазу в экспозиционный вид, восстановит крышку, утраты на центральной части вазы. "Все детали вазы смонтируют на металлическое основание, экспонат будет выглядеть так, как его задумывал автор в XVIII веке. Работы планируется завершить осенью 2023 года, после этого вазу вернут в Тульский музей изобразительных искусств", - добавили в пресс-службе.

Кендлер (1706-1775) являлся выдающимся художником немецкого рококо, скульптором-модельером по фарфору, с 1733 по 1775 годы возглавлял модельную мастерскую Майсенской фарфоровой мануфактуры. Его произведения хранятся в крупнейших музеях мира, в частности, в Музее фарфора в Дрездене, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, во дворце Шарлоттенхоф в Потсдаме, Музее Гетти в Калифорнии и ряде других. Заказчиками продукции Майсенской фарфоровой мануфактуры были, в том числе Екатерина II, представители родов графов Строгановых, князей Юсуповых.