Совсем недавно в широкий мировой прокат вышел новый триллер от Скотта Дерриксона, чьи фильмы всегда были наполнены мистикой разного рода и качества, но особенно зрителям запомнились в своё время The Exorcism of Emily Rose и Sinister. Мне лично ни один его проект не нравится в полной мере, но отрицать их значимость в жанровом кино было бы, по меньшей мере, глупо. Однако, наличие в новом проекте Итана Хоука и сценария по книге Джо Хилла (к слову, сына Стивена Кинга) заинтриговали. Что же получилось на выходе?
В первую очередь, стоит отметить антураж, схожий с произведением от упомянутого маэстро ужасов про Пеннивайза. Городок, в котором дети сталкиваются с жестокостью без возможности найти помощи и поддержки со стороны взрослых в силу того, что все эти монстры якобы не больше, чем плод воображения у заигравшейся детворы. Чувство беззащитности и необходимости самому найти силы постоять за себя держит в напряжении практически до развязки. Кстати, в фильме не обошлось и без прямых отсылок к жутковатому клоуну-убийце.
Среди достоинств выделяется визуал, успешно передающий за счёт цветокоррекции ту самую эстетику 80-х, да и музыка грамотно дополняет общую картину. Нарушать эту атмосферу будет камерность основного места действия и странные потусторонние события, с которыми столкнутся герои. Нашлось даже место визуальному приёму, схожему с просмотром плёнок из Sinister, когда эффекты записи словно с VHS-кассеты с шумами и помехами производят ужасающий эффект.
Антагонист является не каким-то потусторонним существом, а обычным серийным убийцей со своими тараканами в голове. Пускай большую часть экранного времени лицо спрятано за маской, за счёт широкого диапазона реакций на слова и действия своих жертв ординарным назвать персонажа язык не повернётся. А если ещё и провести параллель бытовых действий между ним и отцом главных героев в исполнении Джереми Дэвиса, то вырисовывается любопытная деталь, способная дать ответ на вопрос, что вообще движет похитителем детей.
Поругать картину тоже есть за что. Например, откровенные ляпы с элементарными законами физики, когда дело касается способов побега главного героя из логова убийцы. Фишка с телефоном прекрасно работает, пока авторы не решают добавить немного визуализации с помощью прошлых жертв маньяка - выглядит, мягко говоря, странно и можно было спокойно без этого обойтись. Ну а быстрое принятие мистических вещей как данность со стороны полиции вызовет недоумение, если только город в фильме не живёт по своим законам логики.
Про финал что-то внятное совсем не получается сказать - развязка за несколько минут перечёркивает весь нагнетаемый ранее саспенс, оставляя зрителям, скорее, ощущение недосказанности. Но тут всё в лучших традициях Кинга - дед тоже далеко не всегда успешно завершает свои истории. Тут можно ещё сравнить с первоисточником, чтобы определиться, сам ли Хилл идёт по отцовским стопам, или сценаристы откровенно подкачали.
В итоге, несмотря на перечисленные проблемы и на отсутствие оригинальных идей или более свежего взгляда на сеттинг, если вам нравится атмосфера, помимо названного выше, в духе первого сезона Stranger Things или Summer of 84, то рекомендую не проходить мимо сабжа.
Ссылки: Кинопоиск / IMDb / Letterboxd