Дорожные камеры ПДД
На текущий момент камеры видеофиксации надёжно и точно распознают семь видов нарушений. Это:
- нарушение скоростного режима;
- непропуск пешеходов на пешеходных переходах;
- выезд на «встречку» и под знак «Въезд запрещен»;
- проезд на красный свет и через железнодорожный переезд под запрещающий сигнал;
- проезд грузовиков там, где этого делать не следует;
- выезд на полосу общественного транспорта;
- неправильная стоянка/остановка.
В ближайшее время готовятся ввести новые камеры, которые с помощью нейросети могут распознавать, когда водители говорят по телефону за рулём, а также фиксировать водителей и пассажиров, выбрасывающих мусор из машины. Других возможностей уличные «глаза» ГИБДД пока не имеют, но этот перечень уже достаточно впечатляющий.
Камеры фиксации нарушений ПДД подразделяются на радарные, лазерные и камеры фотовидеофиксации. Также они бывают как стационарными, так и передвижными.
Принцип действия дорожных камер
Достаточно устаревший вид, который мало-помалу снимается с эксплуатации — его заменяют более современными камерами. Их работа базируется на локаторе и эффекте Доплера. Погрешность огромная: более 30%. Кроме того, если у такого радара выйдет из строя инфракрасный датчик, то в сумерки камера не зафиксирует номер машины.
При этом у радаров достаточно широкий диапазон в плане распознаваемых нарушений. По радиоволнам, отражающимся от машин, алгоритмы могут фиксировать превышение скорости, проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречку или автобусную полосу и пересечение сплошной, причём контролировать сразу четыре полосы.
Есть гибридные варианты. Например, комплекс фотовидеофиксации российского производства «Стрелка-СТ» — самый распространённый в нашей стране — представляет собой невероятно эффективный агрегат, который ещё и практически не улавливается радар-детекторами. В паре с радаром работает камера, которая в момент нарушения сразу фиксирует автомобиль.
Лазерные камеры работают по аналогичному принципу и имеют свои плюсы и минусы. В числе первых — несравненно большее расстояние охвата. Среди вторых — полная неработоспособность в непогоду.
Безрадарные системы сейчас представляют собой устройства с минимальной погрешностью. Например, комплекс «АвтоУраган» снимает в определённой частоте, и по количеству кадров зафиксированного автомобиля в поле действия объектива рассчитывается скорость с точностью до 2 км/ч. Проще говоря, при условных вводных типа «30 кадров в секунду» и «150 метров в объективе» три кадра одного автомобиля говорят о значительном превышении скорости.
Кроме того, «АвтоУраган» благодаря своей сложной системе анализа изображения умеет определять 16 видов нарушений ПДД. В их числе выключенные фары, неправильная парковка, нарушение предписаний знаков и так далее.
Кстати, на светофорах камеры распознают проезд на запрещающий сигнал не по картинке, а благодаря информации, передаваемой от самого светофора. То есть при включении красного камера активирует «режим нарушителя», и уже каждая движущаяся машина в этот момент будет зафиксирована как нарушитель.
Передвижные комплексы
Такие штуки устанавливают где угодно, где потенциально могут нарушать водители. В основном они фиксируют превышение скорости. Внешне это может быть или вполне очевидная камера на треноге, или радарный комплекс на базе микроавтобуса, который никогда в жизни не отличить от обычного, или другие, временами не очень законные варианты типа замаскированных камер на деревьях.
Городские камеры
А это уже куда более интересная часть. В больших городах и тем более в Москве улицы буквально усеяны разнообразными камерами. И не только улицы! За нами наблюдают в метро, общественном транспорте, у магазинов, внутри магазинов и даже из банкоматов (если для кого-то это новость).
В городе каждый наш шаг происходит под прицелом камер. Буквально. Начнём с объективов, которые ежедневно фиксируют миллионы человек — это камеры метро. На каждой станции любой человек однозначно попадает минимум на два городских «глаза»: у рамок металлодетекторов на входе на платформу. Кроме того, множество камер установлены на платформах и в вагонах метро. Кстати, если пользоваться бесплатным wi-fi в метро, система может связать ваше изображение с номером телефона, mac-адресом устройства, его моделью, версией ОС и таргетированной рекламой, которую вы смотрите в интернете.
В салонах автобусов, трамваев и другого наземного транспорта тоже установлены минимум две камеры, кстати.
Устройства видеофиксации также установлены на входах в подъезд, в глазках «умных» домофонов, коммерческих зданиях и банкоматах. В последних двух случаях запись идёт не онлайн, а сохраняется на жёсткий диск, поэтому обычно их используют не для наблюдения за ситуацией в реальном времени, а уже по факту расследования нарушений.
Иначе говоря, даже без системы распознавания лиц отследить полный путь любого человека от места события до его подъезда проще простого — если дело происходит в мало-мальски современном городе.
Система распознавания лиц и при чём тут аватары ВКонтакте
Очень коротко: данные с абсолютного большинства камер анализируются нейросетью. Именно она способна распознать лицо на основании сложнейшего машинного обучения и на основе множества данных, включая… ваши аватары ВКонтакте.
За технологию нужно сказать спасибо компании NtechLab. Их самое известное среди обывателей детище — программа Findface, с помощью которого можно было искать людей во ВКонтакте по фотографиям. Этот ресурс приобрёл бешеную популярность, а в стартап вложились серьёзные инвесторы. Точность поиска была невероятно высокой и составляла около 95%. Именно через Findface нейросеть получила базовую, самую важную обкатку, и впоследствии была выкуплена Ростехом и внедрена в городскую систему наблюдения как мощный инструмент распознавания лиц.
Но следует понимать, что нейросеть не просто от скуки фиксирует любого человека и находит всю информацию о нём. Это работает по-другому: в базу вносится фотография нарушителя, преступника или разыскиваемого, и система «ищет» в прохожих максимально похожих людей. И находит.
И преступникам никогда от неё не скрыться?
Вовсе нет. Нейросеть невероятно мощная, но пока не всесильная, и «обмануть» её пока можно, хотя и всё сложнее. Усы, борода, черные очки, головной убор усложняют машинную работу, но не особо значительно. Но чем меньше фотографий лица в свободном доступе, тем меньше вероятность быть распознанным городскими камерами. Хотя, в современно мире, кажется, не иметь вообще никакого цифрового следа попросту невозможно.