Найти тему
Коммерсантъ

Почему Бен Бернанке справился с кризисом 2008 года

В этом году самой престижной экономической премии удостоены три американца. Надо сказать, что последний раз эта премия обходилась без американцев в 2014 году, когда ее получил француз Жан Тироль, а предыдущий — в 1999 году — она досталась Роберту Манделлу из Канады.

   Фото: Reuters
Фото: Reuters

Именами двух из трех лауретов — Дугласа У. Даймонда из Чикагского университета и Филипа Г. Дибвига из Вашингтонского университета Сент-Луиса — названа модель, которая, в частности, описывает ситуацию, которая возникает, когда из-за сложностей в банках вкладчики устраивают налет на свои собственные депозиты.

Хорошо, пишут они в работе 1983 года, которая послужила одним из оснований для присуждения премий, когда порядок на рынке наводит сам рынок. Но в ситуации набега на банковские депозиты банки оказываются беззащитными: им приходится очень быстро избавляться от активов, часть из которых, иногда большая, не так же ликвидна, как наличные, за которыми пришли вкладчики. Результат плачевный: дисконт — опустошение активов — крах банка. Этого лучше не допускать, справедливо считают Даймонд и Дибвиг, а значит, государство должно принимать участие в банковской судьбе. Помогать надо банкам на регулятивном уровне в том числе.

Потому надо помогать банкам, как бы продолжает Бен Бернанке, бывший председатель Федеральной резервной системы США и третий лауреат премии памяти Альфреда Нобеля нынешнего года, что, если банки во время кризиса терпят крах, этот самый кризис только расширяется. Бернанке исследовал ситуацию на финансовом рынке во время Великой депрессии 1930-х годов, кризиса из кризисов, и заметил следующее. Американская экономика сделала попытку оправиться после удара 1929 года — появились робкие признаки выздоровления, но тут подоспел банковский крах ноября—декабря 1930 года, и дела пошли еще хуже, к середине 1931 года дошло до банковской паники! (См. модель Даймонда—Дибвига). И уж совсем плохо стало экономике во время «банковских каникул», когда система совсем не работала в марте 1933 года.

Облегчение наступило только после того, как новый президент США Франклин Делано Рузвельт вступил в должность и объявил новый курс, благодаря которому банковская паника прекратилась и в экономику пошли деньги на инфраструктурные проекты.

Бен Бернанке, перейдя из ученых в практики, неожиданно для себя получил возможность применить на практике свои исследования. Именно во время его председательства в ФРС разразился кризис 2008 года, который мог бы стать похожим на Великую депрессию, но не стал — во многом благодаря тому, что Бернанке предложил и добился воплощения программы дешевых денег, чем спас многие банки от краха, а всю экономику — от катастрофы.

Наверное, за это и премия.

Статьи, ставшие причиной лауреатства американских экономистов, можно прочесть:

Бен Бернанке

Дуглас Даймонд и Филип Дибвиг

Все материалы Коммерсантъ www.kommersant.ru