Эх, не зря сокрушался папенька из знаменитого «Свадебного происшествия» Зощенко: «Грубый век, грубые нравы. Романтизьму нету!».
«Романтизьм» не в цене и нынче, и не был прежде. Если верить на слово Ювеналу, то и в самом первом веке уже нашей эры народ «о двух лишь вещах беспокойно мечтает: «Хлеба и зрелищ!»»
А вот, о чем больше, – это вопрос не менее философский. Чаще «Хлеб» затмевает мысли о высоком. Заглянем вновь в век XIX, полный не только исторических страстей, но и курьезных оказий.
Гроза на даче
Актеры и актрисы средней руки не менее средних местечковых театров и в сезон-то не могли похвастаться достойным заработком, а уж в летние месяцы – вообще хоть «Караул!» кричи. Многие в столицу приезжали из глубинки в поисках лучшей жизни. Проживали на съемных квартирах, а вот летом, оставшись без жалования, многие перебирались в театральные гримерки, чтобы хоть как-то сэкономить. Каждый выживал, как мог в «мертвый сезон».
Вот и Наталья Григорьевская летом оказывалась практически «на мели» и, чтобы заработать на оплату съемной дачи, пыталась играть спектакли для местной публики. Больших денег на дачах заработать было невозможно, – как правило, за спектакль платили не больше копеек 40 – но и то было хлебом.
Наталья была недурна собой, весьма находчива, отличалась острым умом, хотя и была актрисой невеликого таланта. Но так ведь и публика собралась не шибко требовательная. Решив как-то подзаработать на своем бенефисе, задумала она сыграть Катерину («Гроза», Островский). Произведение непростое, персонаж – глубокий с трагичной судьбой. Кто ж думал, что трагедия в одно мгновение обернется в фарс!
Шум, гам, спектакль
Для спектакля все было готово. Невесть какие декорации, но были. Актриса довольно неплохо вжилась в образ. Однако был неподалеку от ее дачи, выражаясь современным языком, боулинг (кегельная на старый манер). Здесь собиралась весьма шумная, изрядно разгоряченная публика, не утруждавшая себя сдерживанием эмоций.
Чтобы обеспечить полное погружение в мир искусства, Наталья отправилась к владельцу кегельной с просьбой на один вечер закрыть заведение. Собственно, хозяин был не против, но затребовал такую сумму, что оказалась неподъемной для более чем скромной актрисы. Самоуверенно заявив, что сегодня к нему вряд ли кто-то пожалует – все будут увлечены ее вдохновенной игрой – она удалилась с гордо поднятой головой.
Итак, бенефис! Поднимается занавес – и начинается волшебство…Вернее, должно было начаться. А вместо этого каждая реплика Натальи-Катерины сопровождается громкими возгласами, стуком разбиваемых кеглей, не вполне трезвым хохотом гостей соседнего заведения. Сегодня там шумно, как никогда!
Апофеозом всему стала знаменитая фраза Катерины: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы?» Со стороны «боулинга» тут же раздался вполне отчетливый ответ: «Так вы, любезнейший, недостаточно выпили, вот он и не летит…»
Зрители – в хохот, актриса – в краску. И вот на подходе самый трагичный момент пьесы. Катерина – на краю обрыва, уже готова раскинуть руки-крылья и камнем кинуться вниз, как вдруг: «Только не промахнись, голуба моя!»
Трагедия или комедия?
Пауза и дикий смех публики. Как пережить такой позор! Наталья, покачнувшись на краю сцены, без чувств падает в зрительный зал. Буквально на секунду публика замерла в замешательстве, но тишина была нарушена очередным грохотом кеглей и смачным возгласом: «Ты посмотри, как ровненько легла, шельма!» Тут уж публику было не сдержать!
Пищи для сплетен и насмешек теперь должно было хватить на весь летний «сезон». Публика, хохоча, присвистывая и делясь впечатлениями, расходилась по домам. А бедная Наталья Григорьевская, сгорая от стыда, сидела в самом дальнем углу сада, промакивая нескончаемый поток слез уже совершенно мокрым платком.
«Боже мой! Божественно, просто божественно!», - услышала она вдруг где-то рядом тонкий голосок. Тщедушный молодой человек в пенсне протянул ей букет полевых цветов: «Вы играли так, словно в последний раз в жизни! Но я никак не могу взять в толк, почему ваш Островский обозвал драмой такую превосходную комедию?»
Финита ля-комедия! Занавес!
«Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке!» Аристотель
Подпишитесь на канал, мы обязательно вас удивим новыми статьями!
Это интересно
И еще больше 1 000 историй у нас на канале